HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
QRZ.RU > Радиолюбительские спутники > Space plasma experiment "Shadow" - Frequently asked Questions

Space plasma experiment "Shadow" - Frequently asked Questions

Information from TsNIIMASH website

Russian page here >>


What Amateur radio equipment is present onboard ISS?

The nomenclature and the basic characteristics of the onboard Amateur radio equipment on ISS, are described in the publication: "На борту международной космической:", Радио, 2001, № 4, с. 59   (in Russian) and on Web-pages of ARISS and AMSAT - public organizations supporting Amateur radio activity on ISS. General features of the available antenna system are presented below.
Four regular VHF and HF aerials are mounted on the Service module by the crew of the third expedition, as shown in figure:

The aerials are located on a cylindrical surface of the service module at an angle of 90 degrees to each other. Each of four established antenna systems has a log-periodic aerial of 1 … 2,5 GHz band and a flagpole HF or VHF aerial connected to a diplexer, as shown in figure:

Photo in Fig. 6 shows one of four antenna systems. The log-periodic microwave aerial with a protective cap is mounted on the right of a plate. In its centre there is a fastening element for the HF or VHF flagpole and also you can see a "clothes-peg" for fastening of the plate to a handrail on a surface of the service module. Diplexer is mounted under the plate.
Three antenna systems are identical (include microwave aerial and flagpole on a range of 144 and 432 MHz), and the fourth differs by that the aerial on a range of 10 m is established instead of VHF aerial.

Antenna system photo.

The detailed information on it you will find on ARISS home page and at http://sarex.gsfc.nasa.gov/~ariss/Netherlands00/Attachment%2020_files/v3_document.htm.

The already available amateur radio equipment allows to run "cold" (with no plasma injection) experiments just now.

What type radio do I need?

Typically any packet radio that you already have available. Actually you need only a shortwave receiver to join the experiment. Antenna and, generally, the problem how to equalize network sensitivity, is a subject of further discussion. The simplest vertical flagpole antenna may be a proper choice.

"Cold" experiments what for are necessary?

The SpEx "Shadow" will be performed in two stages:

  • of "cold" (with no plasma injection) training seances and
  • of full scale "hot" (with plasma injection) experiments.

The purpose the "cold" stage is to specify all procedures and to check readiness of the receiving network. Besides we can evaluate an actual pattern of the onboard beacon antenna and so to collect the reference knowledge for the "hot" stage. While performing "cold" seances it seems interesting to see Shuttle’s shadow with Shuttle being docking or docked to ISS.

Being lucky and fast in managing of the receiving network, we may begin the "cold" stage probably this year on the International Space Station.

After successful fulfillment of the "cold" training and reference phase it will be possible to accept the justified solution on realization of a series of full scale "hot" experiments probably an year later.

Why the expected shadows’ forms in figure 2 looks so strange?

Because sounding signals of various frequencies dissipate in various parts of a plasma jet. The higher frequency, the more dense should be plasma, where the sounding signal can dissipate and, accordingly, the more deeply it will penetrate into a plasma jet, since density in the jet is the greatest at an exit of a source and sharply falls down to periphery.

For every plasma plume in free space one may define at least two zones of expansion in dependence on predominant mechanisms and degree of interaction of injected substance with the main dynamical factors of space flight, namely the Earth magnetic field and the environment.

The inner zone corresponds to non-perturbed expansion of relatively dense plasma flow core at the exit of the source where the plasma density and pressure are much greater than the density of the environmental media and the magnetic pressure. In other words the artificial plasma in this zone does not "feel" neither magnetic field nor environment. Here the plasma expands almost as an ordinary neutral gas in emptiness, i.e. as a rather narrow axis-symmetrical cone, which disseminates high-frequency radiation (in our forecast 2400 MHz) so, that border of the radio shadow, formed on the Earth surface, looks almost circular.

The outer zone of the flow expansion corresponds to the condition when the magnetic pressure already exceeds the plasma pressure so that its expansion across the magnetic field is inhibited. It is so arranged in the Nature, that the plasma, i.e. mix of equal amounts of ions and electrons can freely move along force lines of a magnetic field and very reluctantly across. As a result the plasma plume obtains a form of three-dimensional "petal" being oriented along the Earth magnetic field.

In this zone the signals of less high frequencies (in our forecast 144 MHz) dissipate, and the border of the radio shadow, formed on the Earth surface, should be also extended along a magnetic meridian.

However, figure 2 is only an expectation, and how it will look actually we can find out, if we shall do this job together.

Notice, that the expected effect of the radio shadow has a continental scale, therefore it is desirable to manage a few "measuring" fields also of continental scales to see the picture of wave scattering in whole and in different conditions.

How the log-file (record) of experiment’s session will look and What to do with this log-file?

It depends on the method of sounding signals generation which will be chosen after a proper discussion. One such method was proposed and demonstrated by Vjacheslav Batuchtin (RV3DGA). He proposed to transmit a sounding signal (the onboard beacon) as a permanent sequence of packets of minimal duration and simple format, say, as follows:

RS0ISS, 12.23.45, 06.12.02.

Any ground Amateur Radio operator will begin to record the log-file of experiment’s session as ISS appears at the local radio horizon. Every operation session would take 6-8 min while the station is passing between two opposite points of the local radio horizon. So the log-file may look as:

RS0ISS, 12.23.45, 06.12.02.

RS0ISS, 12.23.47, 06.12.02.

RS0ISS, 12.23.50, 06.12.02. and so on, if the beacon is ticking every 1 – 3 sec.


RS0ISS, 12.25.45, 06.12.02.

RS0ISS, 12.25.48, 06.12.02.

RS0ISS, 12.25.50, 06.12.02.

RS0ISS, 12.26.46, 06.12.02.

RS0ISS, 12.26.47, 06.12.02.

RS0ISS, 12.26.49, 06.12.02.


RS0ISS, 12.27.29, 06.12.02.

RS0ISS, 12.27.31, 06.12.02.

RS0ISS, 12.27.32, 06.12.02. and so on up to the local radio horizon.

We see the shadow gap (56 sec, not 1 – 3 sec) between 12.25.50, when we have the signal cut-off, and 12.26.46 when the signal appears again. Generally this gap may be not greater than two minutes. So this pair 12.25.50 and 12.26.46 being added with QTH is the content of message which would be sent by the Internet to the  Information Storing Center.

If no time gap appears in the log-file, it is also important observation. This message is what we really need from any ground Amateur Radio operator. You see the task is extremely simple and easy to fulfill with no professional request, so that even school children may do this job. Also it is almost impossible to make a mistake with minimal attentiveness.

With many such messages the Information Storing Center can fill in a table (with no connect to reality, for example only):


Call sign QTH longitude latitude signal cut-off signal restore
RW3XR       12.25.50 12.26.46
RK3DKE       12.25.50 12.26.30
RA3SI       12.25.50 12.27.00
RV6LRJ       12.24.50 12.25.50
RZ6AVM       12.24.32 12.25.50
RA6FNR       12.25.10 12.25.50

The table suggests that in the moment of 12.25.50 RW3XR, RK3DKE and RA3SI were simultaneously “sitting” somewhere at the forward border of the radio shadow whereas RV6LRJ, RZ6AVM and RA6FNR were simultaneously “sitting” somewhere at the back border of the radio shadow. So we can plot these six points and many others (the more the better) with time mark of 12.25.50 from the table, in a map and draw a curve over these points. As a result we obtain an instant experimental contour of the radio shadow for the moment of 12.25.50. This shot of the observation is over.

Further knowing the position of the station at the moment of 12.25.50 in the orbit, we use available theory and calculating tools to calculate and plot in the same map the theoretical contour of the radio shadow for the same moment of 12.25.50 and then compare two contours to judge whether the theory is good and precise and how precise. So experimental checking of available theory and calculating tools concerning artificial plasma expansion in space, is the scientific goal of the “Shadow” project.

Other people from, say, NASA or ESA with other calculating tools may do their own calculations and comparisons with may be the same purposes, because an experiment is truth whereas any theory is only an approximation and need to be checked.

During any operation session which would take 6-8 min, we may plot a few such maps for a few different moments of time and so see how instant experimental contour of the radio shadow changes as the station proceeds in the orbit again in comparison with the theory. It may look as a movie.

Surely the general results of the “Shadow” project if we would got any, will be shared and published as we had done after our experiments of 1987, see B.S.Borisov, V.I.Garkusha, N.V.Kozyrev, A.G.Korsun, L.Yu. Sokolov, V.A.Strashinski. The Influence of Electric Thruster Plasma Plume on Downlink Communication in Space Experiments. AIAA paper 91-2349

HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
Магазин GearBest.com проводит конкурс-опрос - ответь на вопросы и выиграй 50 долларов!
QRZ.RU > Радиолюбительские спутники > Космический плазменный эксперимент "Тень" - Часто задаваемые вопросы

Космический плазменный эксперимент "Тень" - Часто задаваемые вопросы

Информация с сайта ЦНИИМАШ

English page here >>

Какое радиолюбительское оборудование имеется на борту МКС?

Номенклатура и основные технические характеристики бортового радиолюбительского оборудования, размещаемого на МКС, представлены в публикации: Самбуров С.Н., "На борту международной космической:", Радио, 2001, № 4, с. 59, и на Web-страницах ARISS и AMSAT - общественных организаций радиолюбительской спутниковой связи и поддержки радиолюбительской деятельности на МКС. Ниже приведены выдержки по антенной системе из указанной выше публикации.

Четыре штатных УКВ и КВ антенны установлены на Служебном модуле по полетному заданию 3-ей экспедиции на МКС, как показано на рисунке:

Антенны расположены на цилиндрической поверхности служебного модуля под углом 90 градусов друг к другу. Каждая из четырех установленных антенных систем имеет логопериодическую антенну на диапазон 1:2,5 Ггц и штыревую КВ или УКВ антенну, подключенные к диплексеру, как показано на рисунке

На плате с одной стороны установлена СВЧ антенна (логопериодическая, закрыта защитным колпаком), а по центру - УКВ или КВ антенна (показан только элемент крепления штыря) и "прищепка" для крепления к поручню на поверхности служебного модуля. Под платой находится диплексер.

Три антенные системы одинаковые (СВЧ антенна и антенна на диапазон 144 и 432 МГц), а четвертая отличается тем, что вместо УКВ антенны установлена антенна на диапазон 10 м. Внешний вид антенной системы показан на рисунке

 

Подробную информацию об этом вы найдете на домашней странице ARISS и по адресу http://sarex.gsfc.nasa.gov/~ariss/Netherlands00/Attachment%2020_files/v3_document.htm.

Имеющегося радиолюбительского оборудования вполне достаточно для проведения "холодных" (без инжекции плазмы) экспериментов прямо сейчас.

Какая требуется радиоаппаратура?

В общем случае любая пакетная радиостанция, которая у вас уже имеется. Фактически вам нужен только  коротковолновый приемник, чтобы присоединиться к эксперименту. Антенна и, вообще, проблема, как уравнять чувствительность наземной сети, будет предметом дальнейшего обсуждения. Подойдет самая простая вертикальная штыревая антенна.

Зачем нужны "холодные" эксперименты?

КЭ "Тень" предполагается проводить в два этапа:

  • "холодных" (без плазмы) тренировочных сеансов и
  • -полномасштабных "горячих" (с инжекцией плазмы) экспериментов.

Цель "холодного" этапа состоит в том, чтобы уточнить все методологические процедуры и проверить готовность приемной сети. Кроме того, можно получить опорные данные по реальной диаграмме направленности антенны бортового маяка для "горячей" стадии. При выполнении "холодных" сеансов представляется интересным понаблюдать тень от "Шаттла" или от "Прогресса" в процессе и после его стыковки с МКС.

Если начальное формирование состава приемной УКВ-сети пойдет достаточно быстро, проведение "холодных" экспериментов технически возможно уже в текущем году на МКС.

При успешном выполнении "холодного" тренировочного этапа и достаточном количестве участников можно будет принять обоснованное решение о проведении серии полномасштабных "горячих" экспериментов на международной космической станции.

Почему расчетные тени на рисунке 2 имеют такую странную форму?

Потому, что зондирующие сигналы различных частот рассеиваются в различных частях плазменной струи. Чем выше частота, тем больше должна быть плотность плазмы, чтобы сигнал рассеялся и, соответственно, тем глубже он проникает в плазменную струю, т.к. плотность в ней наибольшая у выхода из источника и резко спадает к периферии.

В плазменной выхлопной струе, свободно истекающей в космосе, можно выделить по крайней мере две зоны расширения в зависимости от преобладающих механизмов и степени взаимодействия инжектированного вещества с главными динамическими факторами космического полета, а именно с магнитным полем Земли и с окружающей средой.

Внутренняя зона соответствует невозмущенному инерционному расширению относительно плотного ядра плазменного потока на выходе из источника, где плотность и давление плазмы намного больше, чем плотность окружающей среды и магнитное давление. Другими словами, испускаемая плазма в этой зоне не "чувствует" ни магнитное поле, ни окружающую среду. В этой зоне плазма расширяется почти как обычный газ в пустоту, т.е. в виде относительно узкого осесимметричного конуса, который рассеивает высокочастотное излучение (в нашем прогнозе 2400 МГц) так, что граница образующейся на поверхности Земли радиотени почти круговая.

Внешняя зона расширения потока соответствует условию, когда магнитное давление уже превышает давление плазмы, поэтому ее расширение поперек магнитного поля затруднено. Так уж устроено в природе, что плазма, т.е. смесь равного количества ионов и электронов может свободно перемещаться вдоль силовых линий магнитного поля и очень неохотно поперек.

В результате этого эффекта плазменный факел приобретает форму трехмерного "лепестка", вытянутого вдоль силовых линий магнитного поля Земли. В этой зоне рассеиваются сигналы менее высоких частот (в нашем прогнозе 144 МГц) и область образующейся на поверхности Земли радиотени тоже должна быть вытянута вдоль магнитного меридиана.

Однако, рисунок 2 - это только прогноз, а как это будет выглядеть на самом деле можно узнать, если мы сделаем эту работу вместе.

Заметьте, что ожидаемый эффект радиотени имеет континентальный масштаб, поэтому желательно сформировать "мерные" поля также континентального масштаба, чтобы увидеть всю картину рассеяния радиоволн целиком в различных условиях.

Как будет выглядеть запись сеанса эксперимента ? Что делать с записью сеанса эксперимента?

Это зависит от метода генерации зондирующих сигналов, который будет выбран после надлежащего обсуждения. Один такой метод был предложен и продемонстрирован Вячеславом Батухтиным (RV3DGA). Он предложил передавать зондирующий сигнал (бортовой маяк) как непрерывную последовательность пакетов минимальной продолжительности и простого формата, скажем, следующим образом:

RS0ISS, 12.23.45, 06.12.02.

Любой наземный оператор начнет делать запись бортового маяка (log-file) в данном сеансе эксперимента, как только МКС появится на местном радиогоризонте. Каждый сеанс должен продолжаться 6-8 мин., пока станция проходит между двумя оппозитными точками местного радиогоризонта. Таким образом, запись сеанса эксперимента может выглядеть так:

RS0ISS, 12.23.45, 06.12.02.

RS0ISS, 12.23.47, 06.12.02.

RS0ISS, 12.23.50, 06.12.02. и т.д., если маяк излучает сигнал каждые 1 - 3 с.

....................................................

RS0ISS, 12.25.45, 06.12.02.

RS0ISS, 12.25.48, 06.12.02.

RS0ISS, 12.25.50, 06.12.02.

RS0ISS, 12.26.46, 06.12.02.

RS0ISS, 12.26.47, 06.12.02.

RS0ISS, 12.26.49, 06.12.02.

:::::::::::::::::::

RS0ISS, 12.27.29, 06.12.02.

RS0ISS, 12.27.31, 06.12.02.

RS0ISS, 12.27.32, 06.12.02. и т.д., если маяк излучает сигнал каждые 1 - 3 с.

В приведенной примерной записи бортового маяка обнаруживается теневой промежуток (56 секунд, а не 1 - 3 секунды) между 12.25.50, когда наблюдается отсечка сигнала, и 12.26.46, когда сигнал появляется снова. В общем случае этот промежуток не может быть заметно дольше, чем две минуты. Так что эта пара 12.25.50 и 12.26.46 вместе с добавляемым QTH составляет содержание сообщения, которое наземный оператор должен послать через Интернет (или любым другим способом) в адрес Центра сбора и обработки научной информации.

Если в записи бортового маяка не обнаруживается заметного теневого промежутка времени, то это также важное наблюдение.

Вы видите, что задача каждого наземного оператора чрезвычайно проста и легко выполнима так, что даже школьники с минимальной радиолюбительской подготовкой могли бы принять участие в эксперименте. К тому же, при минимальной внимательности практически невозможно ошибиться.

Имея много таких сообщений можно заполнить следующую таблицу (позывные выбраны произвольно, только для примера):

Call sign QTH longitude latitude signal cut-off signal restore
RW3XR       12.25.50 12.26.46
RK3DKE       12.25.50 12.26.30
RA3SI       12.25.50 12.27.00
RV6LRJ       12.24.50 12.25.50
RZ6AVM       12.24.32 12.25.50
RA6FNR       12.25.10 12.25.50

Из таблицы следует, что в момент 12.25.50 RW3XR, RK3DKE и RA3SI одновременно "сидели" где-то на передней границе радиотени, в то время как RV6LRJ, RZ6AVM и RA6FNR одновременно "сидели" где-то на задней границе радиотени. Таким образом, мы можем нанести эти шесть точек и многие другие (чем больше, тем лучше) с меткой времени 12.25.50 из таблицы на карту и провести по ним кривую. В результате мы получим мгновенный экспериментальный контур радиотени на момент 12.25.50. Этот кадр наблюдения закончен.

Далее, зная положение станции в момент 12.25.50 на орбите, мы воспользуемся имеющейся теорией и вычислительными инструментами, чтобы рассчитать и нанести на ту же самую карту теоретический контур радиотени на тот же самый момент 12.25.50 и затем сравнить два контура, чтобы выяснить насколько точна теория.

Таким образом, экспериментальная проверка имеющейся теории и вычислительных инструментов для расчета расширения искусственной плазмы в космосе и рассеяния в ней радиоизлучения, является научной целью проекта "Тень".

Другие люди из, скажем, из NASA или ESA, с другими вычислительными инструментами могут сделать их собственные расчеты и сравнения с теми же самыми целями, потому что любая теория - это только приближение, которое нуждается в экспериментальной проверке.

В каждом сеансе эксперимента продолжительностью 6-8 минут, мы можем получить несколько таких карт для нескольких различных моментов и увидеть., как мгновенный экспериментальный контур радиотени изменяется при перемещении станции по орбите, опять же в сравнении с теорией. Это может выглядеть как мультфильм.

Конечно общие результаты проекта "Тень", если их удастся получить, будут опубликованы, как мы это сделали после наших экспериментов 1987 года, см. B.S.Borisov, V.I.Garkusha, N.V.Kozyrev, A.G.Korsun, L.Yu. Sokolov, V.A.Strashinski. The Influence of Electric Thruster Plasma Plume on Downlink Communication in Space Experiments. AIAA paper 91-2349

 

Партнеры