HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP

S79RRC - Парусная Одиссея



Автор: Андрей Новиков RZ3EM
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"
Автор Андрей Новиков RZ3EM

Если для Вас обычное дело плавание с акулами, катание на черепахах, проведение 3,5 тысячи радиосвязей с самыми разными странами земного шара в течении 24 часов. Если Вы готовы преодолеть для исполнения своей мечты более 1000 миль под парусом не страшась океана, ветра, волн и течений - позвоните нам прямо сейчас, и мы с удовольствием выслушаем Вашу историю, а пока:

Мы Вам предлагаем повествование, рассказывающее о том, как радиолюбители-путешественники - Сергей Морозов RA3NAN, Евгений Щелкановцев RZ3EC, после экспедиции на Мальминские острова в Августе 2004 года, решили на этот раз замахнуться на Африканские острова с очень низким рейтингом по всемирной программе IOTA, а ещё точнее - на самые редкие островные группы Сейшельского архипелага, атолл Альдабра - AF-025 (последняя радиолюбительская активность в 1994-м году) и атолл Фархуар - AF-035 (последняя радиолюбительская активность в том же далёком 1994 году). Третьим участником радиолюбительской группы стал Новиков Андрей - RZ3EM. Долгий поиск таких же безумных попутчиков, согласных доставить радиолюбителей на столь труднодоступные острова в короткий срок по океанской глади, привёл друзей в яхтенное агентство Марин.Ру, капитан которого - Рогов Александр, любезно согласился возглавить команду катамарана, планировавшего переход - остров Пралин - остров Альфонс - атолл Альдабра - атолл Фархуар - и обратно, Альфонс и Пралин. Радиолюбители планировали 3-хдневные активности с каждого из атоллов. Хорошим итогом полагали они, было бы провести по 2..3 тысячи радиосвязей с каждой группы. Так они полагали. Капризное прохождение, непредсказуемый океан, 11 дней автономного плавания должны были всё расставить на свои места!

Клуб "Русский Робинзон" предлагает Вашему вниманию:

S79RRC: Парусная одиссея

Ко времени сбора в Москве, 24-го сентября, как обычно было 2 новости, хорошая - большая часть радиолюбительского оборудования, включая антенны (RR-33 Робинзон от компании R-Quad), трансиверы (ICOM IC-746 и IC-706MK2G и усилитель TL922) - благополучно прошли Российскую, Катарскую и Сейшельскую таможни и были готовы к погрузке на катамаран. Плохая новость заключалась в том, что не удалось найти достаточно мощный генератор, чтобы иметь возможность использовать усилитель. В авральном порядке закупается 2-х киловатный переносной генератор Хонда. А к нему в довесок - матрёшки, ложки, подарочная "Гжелка" и свисток с компасом и термометром, для ублажения местных царьков! Даже с этой небольшой частью нашего оборудования, мы наверно выглядели как цыгане утром 25-го сентября в Аэропорту "Домодедово"

25 сентября.

По дороге получили СМС от Павла RA3AUM, призывающего нас помнить об экологии. Мы очень хотели надеяться, что за время нашего плавания массового выброса китов и безумия пингвинов, на посещаемых нами островах - не случится! В самолёте мы оказались, как бы это поточнее выразиться,... короче, в самом последнем ряду! Так сказать - подальше от пилотов, поближе к туалету! В 15.15 самолёт взмывает по маршруту Москва - Доха. Наши многочисленные передвижения начались!
Замигали мониторы и удивительное совпадение - на телеэкранах появляются забавные герои мультфильма "Магадаскар" - самого близкого государства, находящегося рядом с теми местами, которые мы планируем посетить!!! Весьма символичное событие! Четыре с половиной часа полёта и мы можем наблюдать маленькие светящиеся точки, которые оказываются горящими нефтяными факелами - источниками сказочного благосостояния маленького ближневосточного государства Катар. 19.49 самолёт осуществляет посадку в аэропорту Доха, столице Катара. Местное время 18.49 температура воздуха +33С!!! Открываются люк - Добро Пожаловать в сауну!
Аэропорт Дохи нас поразил! Наверное так должен был выглядеть древний Вавилон в миниатюре, смешение нарядов, лиц, культур, языков и наций! Многочисленные путешествующие представители, преимущественно азиатского и африканского континентов, подчас в весьма непривычных одеяниях, в весьма непривычных местах едят, стоят, сидят, лежат, спят. 5 часов первого пребывания на Катарской земле проходят в общении и мы занимаем места в самолете, настраивая себя на пятичасовой сон. В 00.12 по Москве самолёт рейса QR702 - Доха - Маэ взмывает в воздух.
Вторые 3,5 тысячи километров остаются за бортом Эйрбаса А320 и утром 26 сентября в 04.52 мы совершаем посадку в небольшом международном аэропорту острова Маэ.

26 сентября.

Несмотря на достаточно частую радиолюбительскую активность с островов Сейшельского архипелага, удалённость оных от основного скопления радиолюбителей (Европы, Америки, Японии) делало активность из этого района не только интересной для охотников за островами, но и для более степенной публики - любителей DXCC! В нашем распоряжении было достаточно антенн, чтобы им пособить повысить свои результаты. Кроме одного НО! Мы не были уверены, что наша активность в силу непредсказуемости нашего маршрута - будет протяжённой! А пока, мы наслаждались яркостью окружающих нас красок, степенности, если не сказать заторможенности местного уклада жизни и ослепительности экваториального солнца! Наше сердце и мысли были уже далеко от этого места! Они, на борту маленького, 12-ти местного самолёта "Бичкрафт 1900Д" устремлялись к острову Альфонс!

Полчаса полёта. Крутой нырок с высоты 2000 метров на неожиданно появившуюся нитку взлётной полосы. Ода мастерству пилотов и мы на острове Дерошес. Желающим предлагается размять конечности и лёгкие. Вот тут то и таился подвох. Выкурив сигарету, Женя RZ3EC серьёзно задумывается, а куда деть окурок. Ибо да не поднялась рука бросить его на эти филигранно подстриженные и картинно раскинутые газоны, обрамлённые исполинами, кокосовыми пальмами. Стоянка в оазисе совершенства ограничилась двадцатью минутами, и мы снова на борту самолёта проделываем 30 минутный перелёт. Повторение предыдущего приземления, и вот мы уже можем наблюдать в иллюминаторы встречающих нас Диму и Влада, членов команды катамарана. Выходим из самолёта и миловидные девицы надевают на нас гирлянду из бамбуковых листьев и цветов. "Алоха Альфонс!!!" Небольшой электрокар перевозит нас через весь остров к южной части, где в лагуне покачивается на изумрудных волнах наш катамаран, призванный на следующие 15 дней стать для нас нашим транспортом, нашим домом, нашим всем!

27 сентября.

Мы предполагали не терять время и сразу же выйти в путь, но океан распорядился по-своему! Утром 27 сентября, волнение даже в лагуне было таким, что не слабые духом местные дайверы, решили в океан - не выходить! Вместе с ними, взял "незапланированный" отпуск и местный лоцман! Для нашего путешествия - день собирался безрезультатно закончится едва начавшись! Однако, безумству храбрых поём мы песню! Как только скорость ветра стихла до 25 метров в секунду и начался прилив, к нашему немалому изумлению, капитан отдал команду готовиться к отплытию. Началась рутинная суета для команды, но абсолютно незнакомая и волнительная для нас!
Не успели поднять якорь, как ветром и волной, катамаран начало сносить к берегу. Выход из лагуны острова Альфонс возможен только через узкий - 20 метровый канал, который и в спокойную то погоду преодолеть не просто! На этот раз сила ветра сводила на нет филигранные манёвры двигателем капитана! Уровень глубины порой опускался до критических величин в 20...10 см. Напряжение нарастало. Однако ведомый твёрдой рукой, катамаран оставил за кормой белые брызги рифового барьера, окаймляющего лагуну и обогнув изящный остров Бижутер, мы, ещё не успевшие оправиться от волнительного переживания, устремились навстречу ровному и степенному дыханию океана, выражавшемуся в 5 метровых волнах, накатывающих на судно с грохотом артеллеристкой канонады! Мы были готовы к весёлой прогулке, океан возвращал нас к реальности.

Наши сумрачные раздумья прервала деятельность команды и у нашего "Летучего голландца" появились крылья! Взметнулись вверх грот и генуя и оседлав ветер мы устремились вперёд, изредка обгоняемые пугливыми стайками летучих рыб. Близился наш первый вечер в открытом океане. Сумерки сгустились внезапно и уже стало не видно зарождающихся волн, только могучее дыхание задремавшей стихии.

28 сентября.

Ранее утро, позднее утро, ранний обед, обед - радиолюбительская общественность "Chaka HC 404" встречала преимущественно в горизонтальном положении. Только опора на 3 точки минимум, позволяла поступью ленивца передвигаться по катамарану. Аппетит - устроил себе выходной. Первые дни были для нашего организма самым тяжёлыми - однако, мы оставались горды собой. Наперекор сомнениям, экология океана от нашего дискомфорта до сих пор - не страдала!

 

29 сентября.

Утро следующего дня встречало нас солнцем и насыщенным тёмно-синим океаном. Настроение заметно улучшилось. Мы привыкали к качке и начинали наслаждаться нашим морским путешествием. Несмелое предложение капитана воспламенило наш немного подзатушенный океанскими брызгами дух авантюризма: " А не остановиться ли нам на некоторое время на атолле Космоледо? А почему бы и нет!? Да!! Конечно!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!!

Последняя радиолюбительская активность с этой группы была в далёком 1994 году - S79CK/C, достаточно долгий срок безмолвия прошёл с тех пор. Признаться, мы ещё в России, делали мифические предположения о короткой активности с AF-26, но тогда это звучало крайне неправдоподобно. И вот наша мечта, кажется, начинает сбываться!

Тем не менее, мы уточняем у капитана, чтобы эта остановка не поменяла наш основной график активности с Альдабры и Фархуара, и капитан с улыбкой уверяет нас - что нам выгодна короткая остановка на Космоледо, дабы не прийти к Альдабра в ночное время. Мы начинаем лихорадочно готовить автономный комплект радиоаппаратуры для высадки. Гигантские фригаты и альбатросы напрашиваются в проводники нашего судна. Около часа дня мы видим а скоро и приближаемся к самому крупному из островов атолла - острову Гранде.
Космоледо представляет собой некоторый овал, образованный несколькими островами. Самые крупные из них Гранде и Менай. Наш путь лежит к последнему от которого лежит открытое водное пространство до атолла Альдабра. По пути проплываем мимо местного судёнышка, напоминающего в миниатюре корабли португальских первооткрывателей. Несмотря на морское название "Дельфин", на посудине громадные гамаки с птичьими яйцами и стаями птиц над ним. Делаем предположение о возможной незаконной деятельности этой плавучей птицефабрики!
15.00 - мы бросаем якорь в бухте острова Менай. До берега - метров 200. С первой частью груза отправляется Женя RZ3EC, скоро слышим его ругательства относительно раскалённого песка. Выбор между расположением вертикала на 14 мегагерц как можно ближе к воде и цветущим видом Евгения, сделали в пользу последнего. Он нам ещё нужен живым!

Организовываем рабочее место метрах в 50 от воды, прямо под открытым небом. Шаманские танцы над MFJ259 и КСВ=1.2 на 14.260 . Не успев дать анонс о неожиданной активности, в эфире звучит - "Всем, здесь S79RRC/Космоледо. Африка -026! Всем приём!" Зовёт UT7WZA и, похоже, сам себе не верит! Не верим и мы! После полной безнадёги - активности с борта катамарана - эфир оживает на глазах!< BR> На частоте становится тесно от зовущих станций. Но мы об этом узнаём со слов Виктора UA6AF, мы принимаем всех зовущих одинаково очень слабо на фоне сильных атмосферных помех! Тем не менее начинаем работать SPLIT, полагая, что наше, оптимальное вечернее прохождение ещё не наступило.

Темп нарастает, лог пополняется, поочерёдно меняются операторы. В пылу азарта - забываем о десерте для нашей Хондочки - закончилось топливо! Умоляем по портативке ребят с катамарана поскорей утешить малышку! В ожидании топлива, исследуем остров, делимся сувенирными матрёшками и ложками с рыбаками, которые вахтенным методом промышляют вылавливая дары океана. Пугаем своими прогулками местных старожилов - крабов отшельников. Замечаем, что всё побережье усеяно огромными 2-х метровыми воронками с тракторными просеками от них в сторону океана. Победитель полярных медведей RZ3EC - не уверен, что сможет справиться с черепахами такого размера. Решение найдено - из сушняка и огромных стволов выброшенных океаном разводим огромный костёр. Андрей RZ3EM c красной банданой вокруг шеи - вспоминает своё пионерское детство!

Следующая новость, не сказать, что сильно нас удивляет, но уж точно заставляет задуматься! Начался отлив, обнажились рифы и теперь нас смогут забрать с острова на катамаран часа в 2 ночи! Мы согласны использовать это время максимально эффективно для работы в эфире. Единственные "НО" - у нас остались всего 1 литр бензина и пол литра воды. До последней секунды жизни генератора проводим связи. В 23.10 нас окутывает неправдоподобная тишина! Благодаря прозорливости Сергея RA3NAN - небольшой светильник от аккумулятора освещает место нашего недавнего триумфа. Обстоятельно собираем, пакуем и перетаскиваем вещи на берег, ближе к костру - нам некуда спешить. Костёр из стволов бамбука и экзотических экваториальных деревьев освещает наши лица, усталые, но чрезвычайно довольные.
Благодаря спутниковому Интернет терминалу БиГан - мы могли видеть и посылать споты в кластер. Вспоминаем с улыбкой один из них, сравнивающий нашу активность с экспедицией на остров Роккал. В эфире - как в жизни: Кто хочет - ищет возможность и резервы в себе, кто - не умеет - своё оправдание и причину на стороне! Наши размышления прерывает неожиданно начавшийся тропический ливень. Натягиваем полиэтиленовый тент, под которым прячем оборудование и себя от дождя, только Сергей - под ливнем наполняет сточной дождевой водой опустевшую пластиковую бутыль. Дождь заканчивается так же неожиданно, как и начался. Кажется, на этот момент, мы не пили ничего более вкусного, чем эта дождевая пресная вода! Время 1 ночи - связываемся с катамараном. Ребята соглашаются попробовать вызволить нас из непроизвольного плена. Зачарованно смотрим на миллиарды звёзд над нашими головами. В отсутствии искусственного освещения, панорама поистине фантастическая! Сергей, приобщает нас к тайнам астрономии, на память вспоминая и находя на утыканном блёстками небе, многие созвездия!
Заливаем океанской водой последние искры дружелюбного костра и при свете фонариков медленно направляемся в сторону катамарана. Рука, опущенная в тёплую, от полуденного зноя воду, оставляет позади себя полосу светлячков. Светящийся планктон, миниатюрное зеркальное отражение звёздного неба. Сказочная ночь - заканчивается желанным для наших желудков поздним ужином. Радостные и счастливые мы расходимся по каютам и в 3.00 катамаран берёт курс на Альдабру.

30 сентября.

После полуночных бдений - просыпаемся в 11 и делаем обновление Интернет страницы нашей экспедиции. Уже к 12 часам на горизонте появились первые острова этого гигантского (35-ти километрового в диаметре), атолла Альдабра. Последняя короткая радиолюбительская активность из этой группы была в том же далёком 1994 году, т.ч. мы более, чем ожидаемы в эфире! Огибаем под парусами атолл и направляемся к острову Пикард, на котором расположена научно-исследовательская станция. Около 14.00 замечаем катер, движущийся в нашем направлении. Готовимся произнести пламенную речь, а-ля: "Руссо-сайнтисно - облико-морале!" Однако, когда катер подошёл , замечаем на борту забавного креола с бородкой в прикольной вязаной шапочке. Из всех гипотетических видов возможной контрабанды на нашем борту, его интересует только один - наличие у нас сигарет! Их у нас пока ЕСТЬ! Помощник капитана - Дима, зависнув между катамараном и катером, перекидывает креолу 2 пачки "Кэмэла"!

Все довольны - креол уходит к островам! Мы полагаем, что первую проверку на вшивость мы прошли. Радуемся недолго, ибо замечаем более серьёзную 2-х моторную лодку, движущуюся в нашем направлении. Когда та приблизилась - видим импозантного креола, важного, как Наполеон! Мишель - SIF Manager атолла Альдабра. За 2 года работы - мы первые Русские, посетившие эти места. Неприступность официально лица тает после демонстрации документов от SIF, разрешающих радиолюбителям, т.е. нам, высадиться на остров для изучения распространения электромагнитных колебаний КВ диапазона в период минимума солнечной активности. Ещё более сильное впечатление на него оказывает официальное письмо от клуба "Русский Робинзон" с перечислением мест активности членов клуба! Воскресшую Сейшельско-Российскую дружбу скрепляет литровая ёмкость "Абсолюта"! Мишель любезно предлагает нам использовать свой катер для переправки оборудования на берег и мы радостно соглашаемся! в 17.00 - в окружении акул, лодка с нами на борту заглушив двигатели втыкается носом в песчаный берег острова Пикард, Африка-035 - Атолл Альдабра!

Огромный прицеп, приводимый в движение силой наших и нескольких островитян мускулов и крепких бранных выражений, изредка прерываемый неповоротливыми метровыми тартиллами, искренне возмущавшихся нашей необоснованной суете, медленно двигался вдоль лагеря к самому удалённому домику с подведённым электропитанием. С трудом скрываемое удивление и восторг от окружавшей нас нереальной картины, на время отступило - мы торопимся установить антенны, ибо солнце со стороны океана, уже приближалось к линии горизонта и скоро кромешная тьма собиралась окутать наше новое гостеприимное жилище. Как мы не торопились, но обмануть сумерки не удалось и дежурный в небесной канцелярии выключил свет над Альдаброй!

При свете головных фонариков Женя и Андрей собрали экспедиционную антенну "Робинзон RR-33". А с помощью наших местных друзей - водрузили её на мачту, не обращая внимания, на начавшийся дождь. Сергей, к тому времени, полностью подготовил шэк! Отличная слаженная работа команды! "Робинзон" - смотрит на Европу. TL922 - урчит от наслаждения, подтверждая это своими восьмистами ваттами выходной мощности. ААТест - готов поглотить в себя многие тысячи возможных связей. RZ3EC у микрофона: "Всем, здесь S79RRC/Альдабра, Африка-025!" Старт сумасшествию - дан! Сотни, сотни и сотни вызывающих станций! 5....10...15...20 выше, работа по номерам - ничто не спасает! Весь мир неожиданно заговорил на Русском и трюк с работой на русском языке специально для России - не срабатывает, уже после одной, двух связей! Безумный драйв, овладевший нами и желание дать столь редкий остров как можно большему количеству радиолюбителей, заставляет нас наращивать темп! До самой поздней ночи отрабатываем 14 мегагерц и выключаем аппаратуру в 01 ночи, когда уже ни Европа ни Америки не отвечают на наши продолжительные вызовы.

01 октября.

Загодя договорившись с Мишелем, утром этого дня нам предстояла обзорная экскурсия по острову Пиккард и знакомство с удивительным животным и растительным мирами атолла. В 09.00 вся наша группа в сборе и мы отправляемся в увлекательнейшее путешествие, мимо тренажёрного зала под открытым небом, со штангами из обтёсанных валунов как у Флингстоуна, в сопровождении Теренса и Катрин. В момент нашего посещения на атолле работали несколько креолов - рейнджеров, повар - Паскаль (изготовитель удивительно вкусного хлеба), 2 научных сотрудника из Маврикия и ЮАР, Мишель - менеджер атолла и Катрин - единственная девушка, родом из Германии, впитывающая опыт естествоиспытателя для дальнейшего поступления в университет. Всего 11 человек.

Первые упоминания об Альдабре относятся к 1511 году, однако, несомненно, арабские мореплаватели посещали острова и ранее, ибо им атолл и обязан своим названием. После этого атолл последовательно менял свою принадлежность Реюньону, Великобритании, пока не стал частью государства Сейшельские острова. С давних пор основной достопримечательностью атолла были гигантские черепахи, достигающие до 1,5 метра в длину и до 300 кг веса. В настоящий момент популяция этих медлительных великанш на Альдабре насчитывает до 152000 особей. Возраст черепах достигает до 200 лет и определяется количеством колец одной ячейки панциря. Современная долгожительница атолла - черепаха Бисквит недавно отпраздновала свой 98 день рождения. В жаркий день, черепахи преодолевают огромные дистанции в 100:200 метров в поисках тени. Самые прагматичные предпочитают беречь дорогие калории (процесс переваривания пищи занимает у черепах до одного месяца!), забираясь в тень своих сородичей, собравшихся в кружок для обсуждения последних черепашьих сплетен, сооружая таким образом пирамиду из панцирей!

Богатство подводного мира Альдабры удостоилось в свою бытность самых лестных оценок великого Жака Ива Кусто, называвшего этот ареол - раем для любителей подводных погружений. Во время отлива - до 2/3 огромной 224 кв км лагуны полностью освобождается от воды, приоткрывая завесу своих тайн и будоража ум сокровищами глубин.

Пернатый мир атолла - не менее разнообразен. Многочисленные летающие и важно шагающие представители пернатых любят прогуливаться по побережью, подолгу всматриваясь в океанскую даль. Альдабра является основным гнездовьем в западном Индийском океане для малого и большого фрегатов, кроме того, здесь обитают краснохвостые и белохвостые фаэтоны, красноногие олуши, белые крачки. К наиболее замечательным видам птиц Альдабры относятся альдабрская славка и белозобый пастушок. Белозобый пастушок эндемичен для Альдабры; это единственный сохранившийся представитель группы нелетающих птиц, включавшей вымершего дронта.

Уникальная флора и фауна атолла - это результат его изолированности от внешнего мира: 265 миль до северной точки о-ва Магадаскар и 220 миль - до Коморских островов. На атолле отсутствуют "какие-бы-то-ни-было" вредные насекомые, пресмыкающиеся и прочие соперники человека для существования в рае. Многочисленные кокосовые пальмы, колышущиеся в такт редкому ветерку, белоснежный песок, лазурный океан, гамак в тени и музыка Боба Марли из динамика. Наверное в первый раз мы были единодушны во мнении - именно так должен выглядеть антипод нашего суетного и, преимущественно бессмысленного ежедневного урбанистического жизненного круговорота. Таким, видимо, должен быть прообраз совершенной системы взаимоотношений человека и природы, где человек, черепаха, краб и акула - равные среди равных и каждый охраняет покой остальных.

"Один бог - одна судьба": гласит надпись в небольшом сарайчике, по совместительству являющемуся церковью атолла Альдабра, приветливой ко всем концессиям и цвету кожи. Возможно, за этой мнимой лёгкостью сосуществования скрывается глубинный философский смысл и правы те, кто пишет и составляет многочисленные запреты и препоны на посещение Альдабры, опасаясь за хрустальную хрупкость уникальной экосистемы?

Как бы то ни было приветливость персонала атолла - достойна изумления! На второй день активности - сильная широкополосная помеха на 21 MHz блокировала нашу активность на этом диапазоне. Проникнувшись вирусом - "Да здравствует радиолюбительство во всём мире!" Стивен за 10 минут обежал всё поселение и торжественно доложил, что все стиральные машины и магнитофоны острова отключены! Трогательная забота! Мы не могли по-российски, не отблагодарить столь замечательных парней, одной из припасённых для исключительных случаев, "Гжелкой" 0,33 л! Результат оказался неожиданно весёлым и печальным. 3 могучих рейнджера после дегустации "сувенира" оказались пьяными в "дым" и полночи нарушали общественное спокойствие. Поэтому главным напитком, устроенного в тот вечер Мишелем в честь российских друзей званого ужина, была холодная очищенная дождевая вода, дабы не искушать слабых на алкоголь островитян. Многочисленные тосты за российско-сейшельскую дружбу ненадолго отвлекли нас от активности в эфире. Великие множества благоприятных стечений обстоятельств, слаженность команды и гостеприимный приём позволили за сутки с небольшим зафиксировать в нашем логе 2519 связей с редкой Африки-025!

02 октября.

Следующее утро, ободрённые лестными отзывами, поступившими на наш электронный адрес, мы с удовольствием отрабатываем Россию и Японию. Пока не проснулась Европа, уделяем немного внимания Океании. Очень рады каждой новой связи с друзьями - RW9WA, RX9MX, RV3GW, UA0BA и многие многие другие. Спасибо Вам за ваши тёплые приветы с другого конца света! В пайлапе - станциям из стран постсоветского пространства приоритет отдаётся вне очереди!

Женя RZ3EC, штатный бомбардир сборной IOTA, не хочет смириться с невозможностью участия в символическом матче сборных на конференции в Домодедово 2005 и не мудрствуя лукаво организовывает историческую встречу - Робинзоны против Островитян. Только присутствие в команде Альдабры "непроходимой" Катрин и обжигающий песок, при молчаливом восхищении медлительных болельщиц позволили зафиксировать финальный счёт, устроивший всех. 2:2 - Победила Дружба!

За трансивером произошла смена оператора и Сергей RA3NAN c Андреем RZ3EM в сопровождении Теренса и Катрин с маской и ластами отправились исследовать подводный мир внутренней лагуны. В результате отлива на глубине от полутора до 4-х метров возможно было наблюдать пестрое разнообразие красок: колышущиеся ветви кораллов, важные метровые групперы, пугливые стайки попугаев, актинии и множество других рыбин, рыб и рыбёшек! Опыт Теренса позволил нам ориентируясь на силу течения погрузиться в воду и полностью положившись на начавшийся прилив плавно скользить по водной глади созерцая фантастическое буйство форм и цвета. Безошибочно ориентируясь, мы вынырнули на поверхность точно у места, где оставили свои вещи.

На обратном пути, нашу задумчивость от увиденного прервала стая рифовых акул резвящаяся на мелководье. На наш немой вопрос - рейнджер ответил улыбкой согласия. И вот мы погружаемся в воду дабы увидеть как около 20 острозубых молний длиной до двух метров, одновременно по 3:5 особей устремляются к нам чтобы в полуметре так же стремительно изменить своё направление. Мы замираем в немом восхищении! Чувство страха овладевшее нами, сменяется взрывным восторгом и осознанием уникальности для нас данного мгновения! Уже одно оно с лихвой перекрывает все предшествующие и возможные последующие тяготы этого путешествия!

На время нашего отсутствия открылся отличный проход на 28 MHz. Не ставя такой цели, с радостью получаем отзывы в эфире от благодарных операторов, сумевших провести с нами связь на всех 3-х диапазонах, на которых мы работали.
Но, к сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. В 17.10 связью с IK1AVW на 28 MHz - CW мы фиксируем нашу последнюю 3875-ую связь с Альдабры, Африки-025.
При свете убегающего за океан солнца разбираем позицию и "Робинзона", отлично отработавшего, несмотря на ночную сборку.

В 19.00 мы, сделав последние шаги по гостеприимному Атоллу, медленно отправляемся в сторону нашего катамарана, на палубе которого Мишель ставит нам экзотические штампы с громадной черепахой, символом атолла в нашей памяти об удивительных животных, людях и затерянных экзотических островах.

03 октября.

Половина нашего плана осуществлена. Впереди - наиболее трудная его часть - переход Альдабра - Фархуар! Первоначальный план предполагал от Альдабры уйти на юг и потом свернув на восток двигаться непрерывно в направлении Фархуара, однако океан распорядился по иному. Через некоторое время движения на юг, катамаран попал в сильное течение, которое начало сносить его в сторону Магадаскара. К этому присовокупился сильный встречный ветер. Несмотря на частые смены галса, наперекор маневрированию и нашему желанию, катамаран медленно сносило дальше на юг. Команда катамарана задействовала всё своё искусство и полную мощность 2-х двигателей, чтобы медленно, но верно покинуть эту неприветливую для нас территорию. Нашим быстрым планам устремиться к Фархуару не суждено было сбыться. К дискомфорту сильной качки, добавились отсутствие хлеба и начавшиеся прорехи провианта.
Снова частые смены галса, но уже для того, чтобы хоть как-то двигаться в северном направлении.Спустя более суток с момента выхода с Альдабры мы вернулись практически в то же самое место - район острова Асамшэн.Вектор настроения стремительно опускался вниз.

4..5..6 октября.

Катамаран часто меняет галс и вынужден преодолевать огромные расстояния, чтобы в итоге, совсем немного приблизиться по прямой к столь желанной для нас группе островов Фархуар, Африка-035 по программе IOTA. Пятиметровые волны порой целиком окатывают наше судно. Ловим себя на мысли, в случае, не дай бог, чрезвычайной ситуации, никто не возьмется нас спасать. Да и обращаться, по большому счёту, не к кому. Ни один из 2-х спутниковых телефонов не работает. Тем не менее, ведомый твёрдой рукой, катамаран смело и отчаянно преодолевает одну волну за одной. Вынужденное безделье и морская болезнь начинают угнетать. Более всего, нас напрягает, что огромное сообщество радиолюбителей всего мира ожидают нашу активность в эти дни, но мы бессильны форсировать наше продвижение. Просмотрены все, заранее припасённые на ноутбуке фильмы. Андрей RZ3EM научился завязывать, и, что более важно, развязывать свои морские узлы. Мы старались занять себя хоть чем-нибудь, лишь бы отвлечься от судового GPS навигатора, на котором точка нашего катамарана, казалось, замерла в движении. Из развлечений этих дней - развалившийся блок "Харкен" правого стаксельного шкота.

К вечеру 6-го октября осталось несколько десятков миль до острова Провиденс, принадлежащего к группе Фархуар. Остров представляет собой узкий атолл с большим коралловым рифом. Самое близкое расстояние на которое может подойти катамаран - порядка 700 метров от берега, далее в случае низкой воды, придётся тащить оборудование на себе до твёрдой суши. Но нас уже не смущают эти возможные трудности. Просим команду катамарана максимально близко приблизиться к земле, а дальше, будем уповать на благосклонность небес. На всех картах и лоциях на Провиденс указан одинокий госпиталь. Странное дело - госпиталь на необитаемом острове. Приходят на ум невесёлые мысли о лепрозории - госпитале для прокажённых, специально построенном так далеко от обитаемых мест. Тем не менее, мы всё равно готовы рискнуть и высадиться на Провиденс, ибо с недавнего времени, время стало нашим противником. С невесёлыми мыслями разбредаемся по каютам. Завтрашний день должен многое для нас прояснить.

07 октября.

Просыпаемся от мысли, что мы достаточно быстро движемся, хотя планировалась остановка на Провиденс. Время - четверть восьмого и с левого борта видна длинная узкая полоска удаляющегося от нас атолла и белые бураны волн, разбивающиеся о коралловые рифы. Отсутствует и маяк, указанный на карте, и здание госпиталя, призванное служить ориентиром при высадке, с надеждами на которую, с учётом начавшегося дождя и сильных порывах ветра, нам пришлось распрощаться. Сказать что мы расстроены, ни сказать ничего. Капитан, пытается нас успокоить, предлагая в качестве альтернативы - высадку на остров Серф, который расположен в 3-х часах хода от Провиденс, однако одного взгляда на карту и лоцию достаточно, чтобы, мягко говоря, усомниться в возможности такой авантюры.

Сегодня - последний день из загодя нами анонсированной активности с группы Фархуар. В кластере появляются вопросы о нашем местоположении. Приятно осознавать что тебя ждут и о тебе волнуются. У нас остаётся самая последняя возможность, дойти до атолла Фархуар, до которого от Серфа порядка 45 миль, и, с которого мы можем себе позволить чуть более суток на возможную активности в эфире.

Наш путь - на Юг, но против нас юго-восточный ветер, мелкий дождь и периодические шквалы ветра. Не пытаемся себя чем-либо отвлечь. Всё время проводим на корме, изредка радуясь или огорчаясь скорости нашего движения.

В 15.00 уже без бинокля различаем верхушки острова Пяти пальм, чуть позднее - остовы изъеденных временем и океанской солью, затонувших кораблей, бездумно устремившихся к столь маняще-близкой суше. Наш путь лежит к западной части атолла, дабы подойдя ближе избежать встречной волны, превращающей наш катамаран в качели. Это не очень у нас получилось. Тем не менее, поменяв несколько раз галс к 17.00 мы подошли к нашей цели - острову Норт атолла Фархуар. Убираем парус и маневрируя двигателями устремляемся по узкому, 15-тиметровому проливу с интересным названием "25 франков" во внутреннюю часть лагуны. Уже ставшая знакомой процедура показаний глубиномера до 20:10 см, не вводит нас в оцепенение, а заставляет сосредоточиться. Напряжённость спадает. Под нами 3,5 метра чистой воды и в 50ти метрах от нас располагается пирс, лодки и 5тиметровый деревянный крест, видимо, воплощенное обращение мореплавателей к всевышнему и радость достижения этого столь желанного и труднодоступного уголка уюта и отдыха. Отдыха для всех. Но не для нас.< BR> Сергей и Андрей устремляются на "тузике" к берегу, захватив с собой необходимые для высадки документы и сувениры.

Элвис, менеджер IDC атолла Фархуар, креольский великан в широкополой панаме, внимательно изучив все документы даёт добро на высадку и на помощь в перевозке груза. Очередная ода пресловутой расторопности сейшельцев! Расшевелить медлительных креолов - не представляется возможным, и мы на своём зодиаке в несколько рейсов с последними лучами заходящего солнца, водружаем гору чемоданов, сумок и ящиков на пороге домика для посетителей атолла Фархуар, показавшегося нам после последних дней плавания, роскошным дворцом, со свежими простынями, душем и спутниковым телевидением. Для нас из всего этого многообразия неожиданного сервиса - самое ценное, сеть электропитания и освещаемая площадка перед домом. По уже устоявшейся традиции - собираем Робинзон RR-33 в полных сумерках и поднимаем не без помощи дружелюбных любознательных местных жителей.

У основания мачты крепим "талисман" Жени RZ3EC - свисток с компасом и термометром. В 19.58 МСК - позиция готова и мы на 14.260. Какой то немец при попытке дать CQ "растерзан" на месте терпеливо ожидающей нас публикой. Андрей RZ3EM, благодарит всех за затянувшееся ожидание и объявляет: "Здесь S79RRC/Фархуар - Африка-035 слушаем 5:15 выше!" Изумление окруживших островитян, под стать сумасшествию в эфире! Рейтинг этого атолла по программе IOTA - 5,9 %, минимальный из всех Сейшельских групп островов. Последнюю экспедиции в эти края совершил Курт S79MX/F в марте 1994 года, использовавший в качестве антенны диполь на 7/21 MHz. По воле случая или судьбы, мы провели связь с Куртом, HB9MX. Весьма символичное QSO! Наша экипировка антеннами и усилителем - значительно мощней чем была у него и мы - более чем востребованы! Женя RZ3EC - меняет Андрея RZ3EM, который с помощью креолов отмеряет и водружает вертикал на 10 MHz, Сергей RA3NAN настраивает Интернет-соединение. Мы получаем сообщения от нашего пилота - Олега UR3IFD, наших родных и многочисленные добрые послания.

По максимуму глубоко за полночь отрабатываем на 14 MHz, Европу, Северную и Южную Америки. Позже, удивляемся специфике прохождения из этой местности на 10 MHz. Последовательно меняются - Японии в вперемежку с Океанией и Европой, Япония со Штатами, и, наконец, отличный пайл-ап из Американцев.

С последними трелями "закрывающегося" диапазона валимся на свежие кровати от усталости. Пока в логе 920 связей за 7 часов работы.

08 октября.

Ординарное утро на затерянном в океане атолле встречает нас пением оранжевых птичек, дальних родственников среднеевропейских воробьёв, и сумятицей, перебивающих друг друга, запахов цветущих деревьев.
7 часов утра, а солнышко, несмотря на глубокую осень уже смотрит нам в затылок. Евгений RZ3EC, поддерживает почин ранних птах и уже обрабатывает страждущих в эфире, преимущественно, Российскую Азию и Японию! Остальные же участники экспедиции урывают минутку для экскурсии по острову.

Атолл Фархуар был открыт в 1501 году португальским мореплавателем Жао-Де-Нова и является самой удалённой частью Сейшелького государства. Расстояние до острова Маэ -770 км. Атолл замечателен своими высокими песчаными дюнами, достигающими до 12 метров в высоту. Именно одна из таких и закрывала нам направление на Европейскую Россию. Во время нашего пребывания, на острове находились 15 человек, включая 2-х женщин, жизнерадостную хохотушку с трудно произносимым именем, которую мы сразу прозвали "Донной Розой" и щуплую "поваршу", запросто скрывавшуюся в тени своей "весомой" подруги! Основные занятия на острове - рыбная ловля и добыча мякоти кокосового ореха. Андрей, один из членов экипажа и рыболовный эксперт катамарана, не мог пропустить утреннюю рыбалку. За пару часов дрейфа по отмелям лагуны, улов составил 4 дюжины 30...50ти сантиметровых разноцветных групперов и порез от лески, память об особенно крупном экземпляре!

То здесь то там , при прогулке по острову, встречаются огромные, с человеческий рост, горы кокосовой скорлупы. Мякоть же, заботливо вынимают, сушат на солнце и переправляют на материк. Помните, возможно, в очередном купленном Вами батончике "Баунти" содержится именно содержимое одного из орехов, колыхавшегося над нашими головами, в такт волнений бирюзового океана.

Остров прилично захламлен, хотя планы по развитию туристической инфраструктуры атолла Фархуар, по словам Элвиса, самые амбициозные. Планируется использовать для этого неплохо сохранившуюся взлётную полосу и уникальность атолла. Уже делаются первые робкие шаги в этом направлении - мы смогли по достоинству оценить комфорт гостевого домика, дружелюбность и отзывчивость креолов! Возможно, скоро эти острова станут легкодоступными и часто представленными в радиоэфире, а пока только важные индюки вольготно прогуливаясь в тени банановых плантаций нарушают местную тишину.

Под впечатлением подводных впечатлений Альдабры, Сергей и Евгений устремляются исследовать пёстрый мир внутренней лагуны. Долгий переход по пологому дну до кораллового атолла был вознаграждён любованием неторопливого ската и стремительных сбитых в кучки попугаев, испуганных картинно медлительными групперами.
Один из красных групперов послужил украшением нашего ужина. Кроме него, как это водится у островитян, на столе присутствовал рис, салаты из капусты, сладкой редьки и зелёных помидоров. Всё это засыпано душистыми до головокружения специями, за которыми трудно распознать жгучесть до слёз и остроту последних. Ледяная вода помогает гасить пожар в желудках, однако на радиолюбительских частотах "пожар" не гаснет. Меняются операторы, диапазоны, виды излучения, однако количество зовущих станций - не уменьшается. Довольно часто даём направленный вызов на Россию, по окончании которого, благодарим остановленный таким образом Европейский пайл-ап. Вновь пытаемся ночью работать на 10 MHz, однако, прохождение поменялось в худшую сторону и диапазон оказался пустым.

09 октября.

Восторг от утреннего завтрака свежеиспеченными лепёшками сменяется тревожной новостью с катамарана. Во время труднейшего перехода с Альдабры, потеряно одно перо руля и, таким образом, на оставшиеся до о-ва Альфонс 200 миль, у нас остался один рабочий руль, при утере которого, мы рискуем продолжить наше путешествие в виде дрейфа до самой Индонезии. Более того, образовался прорыв в верхней части паруса, которую, вызвался устранить Влад, забравшийся на самую верхушку мачты с поразительной ловкостью. Женя RZ3EC проводит последние связи. В 09.09 связью с OH9TK, поставлена последняя точка. В логе 4001 связи с Африки-035 за сутки с небольшим. Собираем антенну и вещи, успеваем выложить логи за все наши активности в Интернет, делаем последние фотоснимки на память с приятными островитянами и на большой лодке, оглядываясь и благодарно прощаясь, устремляемся на катамаран. Очередная проблема поднятия якоря решается с помощью венчера и сочных ругательств. Мы начинаем наше движение домой!
Лодка сопровождает наш выход из пролива и мы вновь уже ощущаем скрытое мощное дыхание Индийского океана.
Это тот редкий случай, когда и течение и ветер способствует нашему скорейшему продвижению.

Катамаран летит словно летучая рыба, кажется, только изредка касаясь своим днищем поверхности океана. Нас шатает от удачного стечения обстоятельств и корабельной качки. Всё о чем мы нескромно мечтали - свершилось! Мы уже перевыполнили наш сумасбродно амбициозный план - активизировали Космоледо, Альдабру и Фархуар. В лучах вечернего заката чай на корме катамарана особенно сладок. После всех тревог и переживаний, мы можем себе позволить заснуть с улыбкой на устах.

10 октября.

Это был единственный дождливый день за всё время нашего пребывания на Сейшеллах. Мелкая изморось накатывала волнами, но уже с небес. Каждый час пути приближал нас к конечной цели нашего путешествия - возвращению на остров Альфонс. Одно "НО" не покидало нас. Посетив эту, весьма удалённую и всё ещё достаточно редкую группу Сейшельских островов - Африка-033, мы так и не смогли активизировать её в эфире. Более того, наш пилот Олег UR3IFD транслировал нам многочисленные просьбы желающих услышать нас с этого острова! Пока все получали наш вежливый - но решительный отказ! Мы - не успевали! Весь день мы провели на корме, всматриваясь попеременно на GPS навигатор и вперёд, где должны были появиться столь желанные очертания земли. И они появились. Вся группа Альфонс с юга на север - сначала, остров Сент-Франциск, затем остров Бижутер, и, наконец, долгожданный остров Альфонс. Дождь и сильный ветер - не стихают. День угасает. Вспоминая трудности нашего выхода из лагуны, по корабельной рации договариваемся с лоцманом, которые соглашается нас провести в лагуну, если только мы успеем до 18.30.

Мы успели! Сумерки спустились стремительно. Только что мы видели лодку лоцмана, а спустя несколько минут всё утонуло в кромешной тьме. Нам хватило этих нескольких минут чтобы защититься в спасительных водах лагуны! Спасительных для нас, радиолюбителей!!! Несмотря, на то, что катамаран бросил якорь метрах в 600тах от берега, нас уже не остановить! Связываемся с отелем Альдабры, резервируем домик с ночным видом на океан ибо рано утром за нами должен прилететь самолёт в Маэ и минимально экипируясь - ICOM IC-706 и Вертикалом на 14 MHz устремляемся при свете фонариков на берег. Влад, в темноте управляя тузиком, интуитивно обходит отмели и рифы. В 20.00 после 13 суток путешествий и приключений мы вновь ступаем на, ставший для нас родным и знакомым берег острова Альфонс.

Остров Альфонс является самым крупным и самым северным из 3 островов, принадлежащих к одноименной группе. Острова находятся в 90 км от Амирантской группы, к которой они иногда ошибочно относятся, ибо не лежат на Амиранском плато, а являются остатками потухших вулканов, глубина у побережья которых достигает сотен метров на небольшом удалении от берега. Формой остров Альфонс напоминает равнобедренный треугольник, высотой которого является взлётная полоса, надвое рассекающая остров. Остров является перевалочным пунктом для "сумасшедших" путешествующих, типа нас, либо конечным пунктом для любителей райского отдыха, в силу наличия на острове роскошного отеля - предлагающего для уединения эксклюзивные бунгало, симбиоз восточной роскоши и африканской экзотики. Экзотику в тот вечер нарушили трое россиян с обветренными лицами и необычайными просьбами: свежей воды; бунгало, как можно ближе к океану с видом на север/северо-запад; многочисленными закусками в контейнерах (подарок Андрею с катамарана, у которого в тот день был День Рождения) и переходник "евростандарт" для электросети. Наученный ничему не удивляться служащий отеля, с трудом скрывает непонимание от стремительно возведённой 12 метровой пластиковой мачты вертикала на 14 MHz. На крыльце псевдо-шалаша, мечты новобрачных, установлен комплект аппаратуры и звучит наш последний, абсолютно, не планируемый ранее, позывной с острова Альфонс.

Видимо, никто не верил в нашу высадку на Альфонсе, а может всему виной оказался вечер рабочего дня, ибо пришлось 10:15 минут демонстрировать силу голосовых связок давая "общий вызов" пока на частоте не образовалась такая милая и уже привычная сердцу куча-мала! Рады вновь слышать нашего пилота Олега UR3IFD и Игоря UA3EDQ, через которого передаем приветы домой и делимся своими планами на возвращение. Вертикал, расположенный в 20 метрах от океанского побережья позволяет держать неплохие "пайлапы" на Европу и Штаты, при весьма скромном сетапе. Немного работаем телеграфом. В основном подходят те же станции что и в SSB! Скоро диапазон закрывается, прервав на время нашу короткую активность.

11 октября.

Просыпаемся разбуженные голосом Евгения, ознаменовавшего последний день нашей активности с Сейшел. Станций немного. Тем не менее Женя продолжает будить диапазон своими надрывными CQ, а для нас начинается "Безумный день или женитьба Фигаро". Для начала устремляемся на катамаран - собираем вещи и пакуем багаж. Потом, переправляем необходимый багаж на берег. До прилёта самолёта остаётся совсем немного времени. Мчимся к бунгало и за 15 минут собираем аппаратуру и антенны. Итог нашего небольшого вечерне/утреннего бдения с острова Альфонс - 702 QSO.

Успеваем сделать Check Out и присоединяемся к сотоварищам, ожидающим нас в Дайвинг Центре. Электрокар совершив круг почёта по аллеям острова Альфонс, неспешно везёт нас к взлётной полосе, позволяя запечатлеть в нашей памяти роскошь и разнообразие растительной и цветовой гаммы. Последние минуты нашего пребывания на Альфонс и вот, появляется точка самолёта, ястребом пикирующая на пунктир взлётной полосы последи океана. До свидания остров Альфонс. До свидания гавань нашей воплотившейся мечты! После океанской качки, взлёт самолёта кажется мягким, как дуновение ветерка. Наблюдаем внизу лагуну острова Альфонс, которую мы всегда преодолевали в сумерках, белые полоски рифов, окаймляющих её и тонкую синюю нитку пролива. Самолёт в прощальном салюте покачивает крыльями, напоминая, что всё случившееся с нами уже переступило невидимую границу, отделяющую настоящее от прошлого. Точка на голубой глади - наш катамаран. Прощай дружище, совершивший с нами самое длинное и тяжёлое плавание в свое катамаранской жизни. Верим, что шрамы и седины, приобретённые в этом переходе, будут вспоминаться тобой с доброй улыбкой. Храни в своей памяти эти 2 недели непростого путешествия и удивительных приключений.

Как будем хранить их мы! Всегда!


P.S. После прибытия в Россию, пришлось оставить 5 дней глубоко заполночь, N-ую немалую сумму денег, и миллионы умерщвленных нервных клеток дабы "повторно" растоможить и получить наш багаж.
Не находим слов дабы выразить нашу "благодарность" бдительности, расторопности, отзывчивости и понятливости таможенных органам аэропорта "Домодедово"!

Некоторые итоги экспедиции:

Пройдено под парусом более 1300 миль
Преодолено в авиа-перелётах более 15 000 километров
Активированы 4 самые редкие группы Сейшельских островов - группы Альдабра AF-025/ Космоледо AF-026/ Альфонс AF-033/ Фархуар AF-035
Проведено более 9000 радиосвязей с радиолюбителями всех континентов и 115 стран DXCC!
Ни одно растение/животное уникальных островных экосистем не пострадало!

Использованное оборудование:

Катамаран - CATANA 471
Regional BGAN спутниковый Интернет-терминал
Антенны: Робинзон RR-33, Home made Verticals
TXs: IC-746pro, IC-706MKIIG, FT-857
Усилитель: TL-922A
Пресловутый свисток с компасом и термометром

Слова благодарности:

Спасибо за тёплый приём:

Мишелю - Seychelles Islands Foundation (SIF) Менеджеру атолла Альдабра
Элвису - Islands Development Company (IDC) Менеджеру атолла Фархуар
и их отзывчивому и дружелюбному персоналу

Персональное спасибо за содействие:

  • Олегу UR3IFD - (Pilot & Communication)
  • Олегу RA1AR - & Orbital Soft (tm) (WEB design)
  • Александру RW3DTB - (Support)
  • Игорю UA3EDQ - (Equipment support)
  • Сергею RU3EG - (Antenna mast)
  • Михаилу UA3EKG - (Equipment support)
  • Александру RZ4AG & Сергею UA9OV - (DXSoft Software)
  • Алексу VE3NEA - (DXAtlas - Propo Software)
  • Аркадию UA4CC - (BPF & LPF-1 filters support)
  • Тимофею RV6LFE - (WEB Hosting & Manuals support)
  • Игорю RN3OA - ex. S79OA (Information)
  • Курту HB9MX - ex. S79MX/F (Information)
  • Фредерику HB9CQK - ex. S79QK (Information)
  • OE3SGA, W3AWU, I2YDX, HA1AG, VE6VK, JA1QXY, K8SIX

Экспедиция была организована только благодаря поддержке Сергея RA3NAN

И последнее, но самое важное: СПАСИБО нашим семьям за внимание, терпение и поддержку!

 



Просмотров всего 12,092, сегодня 1 Обновлено 08.02.2007 15:57:35
Статью прислал -
Источник: http://www.qso.ru/s79rrc/
Отредактировать текст этой статьи?

Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 3.00 балла на основе 2 мнений
Отлично
 1
50%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
50%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 0

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры