HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > DX-экспедиции > Радиоэкспедиция в Крым на маяк Чаудинский 22 мая 2018 года

Радиоэкспедиция в Крым на маяк Чаудинский 22 мая 2018 года



Автор: Николай Безуглый (RV6CU)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

Весенняя радиоэкспедиция в Крым на очередной маяк, а это по плану был Чаудинский, запланирована заранее на 22 мая 2018 года. К этой дате была проведена масса организационных мероприятий. Было подготовлено и размещено объявление, о предстоящей радиоэкспедиции в Крым на маяк Чаудинский, на радиолюбительских сайтах. Для членов команды и наших активных помощников были заранее заказаны памятные флажки с фото и реквизитами Чаудинского маяка. Было просмотрено масса информации в сети о территории, куда мы планируем выехать. И это меня, да и членов команды тревожило. Но при этом маяк сильно манил, так как он был еще не активирован из-за труднодоступности.

ep_284511_image001.jpg

Учитывая удаленность Чаудинского маяка от трассы ТАВРИДА, отсутствие дорог с твердым покрытием на мыс Чауда, и жесткие ограничения со стороны Министерства обороны РФ, я предварительно несколько раз переговорил с Главой Кировского сельского поселения Ленинского района, Республики Крым Сосунович Андреем Юрьевичем и попросил его о помощи сопроводить нас к маяку. Андрей Юрьевич любезно согласился помочь нам и обещал оказать всяческое содействие и помощь. И вот она заветная дата, вторник, 22.05.2018. В 10 часов утра наш коллектив в полном составе встретился в назначенном месте, у города Славянска-на-Кубани в кафе САРОВ на трассе «Темрюк, Краснодар, Кропоткин». Здесь для нас очень удобное место встречи, есть место для отдыха, большие теневые навесы, много зелени и цветов. Хозяин нас любезно угостил по чашечке кофе. А для тех кто сильно проголодался есть всегда очень вкусные и горячие блюда. Шашлык в этом кафе является непревзойденным в округе.

ep_284511_image002.jpg

В эту радиоэкспедицию нас было пять боевых штыков, Александр – RW6AON, Николай – UD6AGD, Леонид – R6DCU, Анатолий – UA6BQU и я Николай – RV6CU

Непродолжительные разговоры за кашечкой кофе, фото на память и в путь по уточненному маршруту с учет вновь открывшихся приятных обстоятельств. Нам предстояло двигаться по новому автомобильному мосту. Всех волновал новый маршрут с выездом на мост. Зная состояние подъездных дорог, было принято предложение двигаться до Темрюка и с объездной дороги на первом кольце уйти на хутор Стрелка, Белый с выходом на автотрассу А-290, которая прямо выходит на мост. Ни у кого возражений не было, и мы дружно двинули в путь. По пути в районе хутора Белый на Лукойловской заправке мы поднапоили наших железных коней, да и сами выпили по чашечке чая. Здесь каждому участнику радиоэкспедиции я вручил по памятному флажку с реквизитами Чаудинского маяка.

ep_284511_image003.jpg

После заправки, «променада» и чайной паузы мы опять в движении по автодороге А-290. Путь было не утомительным, автотранспорта в сторону моста было относительно мало и особенно встречных. Скорость движения в пределах 90 км/час, По обочинам дороги необычные Таманские пейзажи, буйно цветут ярко-красные маки и полевое цветочное разнотравье. По нашим кубанским меркам Тамань – это почти пустыня, а она привлекает своим буйным весенним цветением. Многие гости нашего края останавливаются у обочины для того чтобы сделать фото на память в необычайно красивых зарослях полевых цветов. Незаметно автодорога перешла из двух полос в четыре, а вскоре мы и на нашем Керченском долгожданном мосту. Все члены команды, кто чем мог, записывал и фотографировал это историческое событие. Записал и я на планшет первый проезд по мосту радиодиоэкспедиции Кубанских радиолюбителей в Крым. С легкового автомобиля не очень здорово просматривается Керченский пролив, и только когда подъезжаешь к аркам наступает ощущение что ты на мосту. Но учитывая высокую скорость движения, идеально ровное асфальтовое покрытие, эти ощущения быстро проходят. И вот мы уже на Керченском полуострове. За Керчью после первой развязки опять двух полосное движение. Радует то, что скоро здесь появится новая четырехполосная трасса ТАВРИДА. На всем протяжении до с. Ленино идут строительные работы по обустройству полотна и одежды трассы. Строится масса двухуровневых развязок. Но при этом нужно отметить, что действующая дорога поддерживается в хорошем состоянии, даже объезды строящихся дорожных сооружений выполнены в асфальтовым покрытием. А качество покрытие значительно лучше, нежели оно было в недалеком прошлом. Поэтому мы благополучно и быстро добрались до с.Кирово – административный центр Кировского сельского поселения. Здесь заканчивалось асфальтовое покрытие, здесь же начиналось направление а не дороги в сторону маяка и масса неведомого для нас. Грело нашу душу то, что нас здесь ждал Глава поселения. И в наши ранние договоренности не вмешался форс-мажор. После непродолжительных переговоров Андрей Юрьевич на своем авто повел наш автокортеж по пыльным степным дорогам Чаудинской степи в направлении к нашей заветной цели, Чаудинскому маяку. Дорога по степи была продолжительной и поэтому довольно много мне рассказал Андрей Юрьевич о местных удивительных особенностях. На территории поселения находится древнегреческое городище КАЗЕКА, основанное в пятом-шестом веке до нашей эры, Чаудинский заповедник, грязевой вулкан, военный полигон, для бомбометания и авиастрельб по наземным целям, несколько воинских частей, погранзастава. Вот здесь мои опасения о тех трудностях, с которыми мы могли столкнуться, без профессионального сопровождения подтвердились. Территория Чаудинской степи в основном равнинная изредка пересекаемая небольшими овражками, но нам удавалось их заблаговременно объезжать благодаря сопровождающему. За разговорами с главой поселения о житейских проблемах в Крыму после весны 2014 года незаметно пролетело время, и вскоре перед нами открылась панорама Чаудинского маяка. Сам маяк не высокий, около 12 метров над поверхностью земли и совмещен с жилыми и вспомогательными помещениями, но поскольку в окрестности нет ни одного здания и даже маленького деревца, маяк просматривается величественно. Решение об установке на мысе светового маяка было принято в 1862 году после того, как на рифах у его побережья в ночное время при ненастной погоде один за другим разбилось несколько судов. Катастрофы случались здесь и ранее, но эти были связаны с большими человеческими жертвами, поэтому привлекли к себе всеобщее внимание.

Особенно трагической была гибель российского парохода “Орест”. В ночь с 3 на 4 декабря при сильном северо-восточном ветре с морозом 16° и густыми испарениями моря он сел вблизи мыса на мель. Команде и пассажирам удалось выбраться на берег, но это не спасло их: 30 человек вскоре умерло от мороза, остальные очень сильно пострадали.

Комиссия, занимавшаяся расследованием причин катастрофы, пришла к заключению, что и эта, и другие катастрофы, случавшиеся в этом месте в предшествующие годы, произошли из-за отсутствия на мысе маяка. В следственном заключении было сказано: «Если бы на мысе Чауда был... сооружен маяк 1-го разряда, возвышающийся на 100 футов от поверхности моря, то его огонь предохранил бы от крушения транспорт “Абин” и пароход “Орест”, несмотря на неблагоприятные атмосферные условия.

Дирекция маяков Черного и Азовского морей в спешном порядке разработала проект маяка и представила его в Морской технический комитет, где он был одобрен. Однако средств в казне на этот маяк не оказалось, и строительство его “временно” отложили. Его построили лишь спустя 20 с лишним лет после описанных событий — 18 августа 1888 года он начал регулярное освещение.
Гидрографический департамент в Лоцманских заметках за 1888 год сообщил, что маяк предназначен “...для предупреждения несчастных случаев с судами, идущими в Керченский пролив, и облегчит судам подход к Феодосии. Белое маячное здание, состоящее из одноэтажного жилого дома и присоединенной к ней в середине четырехгранной башни, возведено из бутового камня с наружной облицовкой керченским гурьевским штучным камнем. Высота башни от основания 37 футов, высота огня от уровня моря — 121 фут. Огонь постоянный белый с проблесками белыми и красными попеременно через одну минуту. Математический горизонт огня 12,6 мили”.
В “Лоции Черного и Азовского морей” 1892 года издания отмечалось, что огонь маяка очень ярок, благодаря применению лампы из 6 концентрических светилен, и в ясную погоду может быть виден даже на расстоянии до 20 миль.На маяке с первых дней открытия велись метеонаблюдения, данные которых по телефону ежедневно сообщались в Феодосию. А в прочем более подробно смотрите здесь https://vimeo.com/160076319

А таким мы его увидели 22 мая 2018 года

ep_284511_image004.jpg

Предварительно, изучая карту местности, я планировал разместиться на территории старого измерительного поста бывшей украинской воинской части ракетчиков, так как в «гугл-планета» просматривались строения и деревья. Но на самом деле все оказалось ужасно неприглядным. Строения разрушены почти до основания, деревья высохли, территория поста не подходила для лагеря из-за массы осколков железобетона от разрушенных строений и коммуникаций. Мы приняли предложение главы поселения развернуть наши позиции в другом более удобном на его взгляд месте, в городище Казека. Но и здесь тоже не было укрытия от солнца, не было деревьев, а лишь несколько кустарников высотой не более двух метров. Несмотря на то, что еще май месяц, а в степи из-за отсутствия дождей злаковые травы имели уже желтый оттенок, а прочее разнотравье было невысокого роста, и лишь в отдельных понижениях изредка просматривались стелящиеся мелкоцветные растения. И это здорово привлекало мелкую фауну на яркое цветение.

ep_284511_image005.jpg

ep_284511_image006.jpg

Несмотря н кажущуюся пустоту и отсутствие жизни, повсюду был слышен треск стрекоз, кузнечиков, разного калибра и пение с переливами невидимых птичек. Такое впечатление, будто они первый раз увидели живых людей.

Пока мы осматривались, и знакомились с территорией, на тропинках попадались нам ползучие гады, что приводило меня в ужас. Вариантов не было, и мы приняли предложение нашего гида. Коль скоро древние греки здесь жили, мы уж как-нибудь проживем с 22 по 25 мая. Действительно мои опасения о сложностях радиоэкспедиции подтвердились, и без помощи гида с нами могло бы случиться тоже, что и с древними греками или этим несчастным животным.

ep_284511_image007.jpg

Выслушав еще несколько рекомендаций главы поселения, мы принялись активно обустраивать наш лагерь, разворачивать рабочие позиции. Несмотря на солнечное «палево» и усталость от дороги к ночи были установлены палатки, антенны и рабочие места. А Анатолий –UA6BQU даже провел несколько пробных связей. Александр RW6AON со своим NICON успел заметить необычайно красивый закат солнца в море и маяк в лучах заходящего солнца. Усталость и солнечная активность с нами сделали свое черное дело, и с наступлением темноты наш лагерь уснул мертвецки.

ep_284511_image008.jpg

Не смотря на очень жаркий день, ночь была прохладная и на стенках моей палатки, по утру было довольно таки много конденсата. Капли воды висели на лампе аварийного освещения, на стенках палатки и немало было воды на столике для радиоаппаратуры. Не первый раз, сталкиваясь с такими погодными сюрпризами, я систематически на ночь накрываю радиооборудование большим толстым полотенцем. Это меня здорово выручает от повреждения оборудования. Дождавшись хорошего прогревания воздуха члены команды поочередно выбирались из своих берлог, чистили перья и готовились к активной предстоящей работе. И вот первый генератор Анатолия 2,0 квт защебетал. Второй генератор, Hitachi, мощностью 0,9 квт. был у нас в резерве, и к счастью он нам не понадобился. Трудяга Fubag в очередной раз отработал всю экспедицию достойно. Рядом с генератором лежит пластиковый блок – это сетевой фильтр для снижения уровня помех от генератора по сети. И он нас сильно выручает вот уже четвертую экспедицию.

ep_284511_image009.jpg

Первым как всегда приступил к работе Анатолий UA6BQU в SSB на 40 –ке. Ему это диапазон нравится, да и по нашему частотному плану в команде именно ему предписано здесь работать. Оборудование Анатолия-трансивер FT-840, УМ на 2-х 6П45С с бестрансформаторным источником питания собственного изготовления, антенна GP на 40 и 20 метров. Описание антенны Анатолия лежит здесь https://r3rt.ru/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB-%D0%BD%D0%B0-40-%D0%B8-20-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2/

ep_284511_image010.jpg

А вот и он сам Кривенко Анатолий – UA6BQU. Работая в SSB на 40 метров в этой экспедиции, Анатолий встретил корреспондентов, которые в прошлом несли срочную службу на мысе Чауда на измерительном посту ракетчиков. Наш коллега поделился впечатлениями о прекрасно оборудованном и обустроенном месте службы на мысе Чауда, а Анатолий рассказал о том, как печально выглядит бывший измерительный пост №2 сегодня по причине того, что не используется за ненадобность.

Рабочее место Леонида R6DCU в этом выезде было устроено совершенно по новому, Основательно подготовился парень. На передней панели автомобиля подвесил целый радидиошек, в котором разместил трансивер TS-450, блок питания, интерфейс, компьютер с монитором. Все хорошо просматривается на фото. Подвеска на торпеду хорошо и быстро снимается и устанавливается. Удачная получилась конструкция, очень удобная в работе. Питание всего радиошека Леонида осуществлялось по длинному кабелю – 50 метров, от единого генератора. Работал он в основном в FT-8. Для FT-8 постоянно необходима синхронизация времени, и понимая куда мы выезжаем, Леонид заранее приобрел GPS приемник и адаптировал его к своей аппаратуре. Его частоты были на WARC, а также немало связей он провел на 21 и 28 мгц. Антенна у Леонида – вертикал Cushcraft R9 и установлена она была на расстоянии 15 метров от автомобиля. В условиях плохого прохождения Леонид здорово наработал QSO в копилку экспедиции с новым для нашего коллектива видом связи FT-8.

ep_284511_image011.jpg

Мое рабочее место, как и ранее я разместил в коридоре палатки.

ep_284511_image012.jpg

Здесь трансивер Elecraft K3/100, ноутбук HP, интерфейс Unicom Dual, ксв-метр SX-2000, и все это хозяйство запитано от 12-вольтового аккумулятора через крос-блок, который лежит на столике за трансивером. Для этого пришлось приобрести на ALI зарядное устройство для ноутбука от 12 вольт. Под столиком лежит блок для подзарядки время от времени аккумулятор 6СТ55А/Ч. Нужно отметить в полевых условиях эфир такой о каком мечтают все радиолюбители, а когда еще и питание от аккумулятора, где нет помех от генератора- это верх радиолюбительского блаженства. Антенна у меня в последних экспедициях, траповый GP Игоря Гончаренко DL2KQ. Работал я в основном в PSK на 14 мгц. Но иногда когда отдыхал Анатолий я переходил на сороковку. Удивительное рабочее место оборудовал наш новый член команды Николай – UD6AGD. Особенностью его шека под открытым небом было электропитание от двух солнечных панелей, которые он изготовил самостоятельно. Николай вот так расположился, молодому и солнце по колено. Недостатком питания 100 ватного трансивера Николая оказался слабенький аккумулятор, с наступлением темноты солнечная электростанция переставала выдавать «на гора» энергию, а малый аккумулятор быстро садился. Но вскрывшиеся трудности только окрылили нашего молодого коллегу.

ep_284511_image013.jpg

Рабочее место Адександра – RW6AON, как и ранее было организовано в палатке. Трансивер TS-2000, ноутбук, интерфейс Rig expert standard, антенна - IV. Александр поделился с нами опытом эксплуатации в полевых условия походной раскладушки. Она действительно оказалась практичнее наших надувных матрацев. И вся эта очень удобная и прочная раскладушка укладывается в небольшую походную сумку.

[ep_284511_image014.jpgi

[ep_284511_image016.jpg

ep_284511_image017.jpg

С утра в лагере началась активная работа в эфире. Анатолий разгребал пайлап на 40 метрах, Леонид радовал нас своей работой на высокочастотных диапазонах. Николай и Александр умудрялись при моей работе в PCR на 14 мгц. Работать на этом же диапазоне в SSB. За активной и жадной работой в эфире незаметно приблизился и обед, прозвенел гонг, и мы дружно «повалили» на шашлыки. В этой поездке со мной был мой сын Олег, и на его плечах лежала задача в тыловом обеспечении. А маринованное мясо для шашлыка нам любезно предоставил владелец кафе «Саров» Ванян Ишхан Эдикович.

ep_284511_image018.jpg

Благодаря высокой вооруженности каждого рабочего места мы довольно таки легко и быстро без особого напряжения справились с поставленной задачей, провели 1179 связей Из них DXCC – 53 страны WPX – 359. Появилось время оглядеться и познакомиться с местными достопримечательностями. Более детально познакомиться с местными достопримечательностями. Поскольку наша позиция была размещена на месте бывшего древнегреческого города КАЗЕКА, то мы сконцентрировали свое внимание в основном именно на этом заброшенном 500 лет до нашей эры городище. Вот что дошло до нас.

ep_284511_image019.jpg

ep_284511_image020.jpg

Это по всей видимости был колодец для сбора дождевых осадков. Глубина ямы под плитой с выдолбленным круглым отверстием, где то метров пять шесть. Другие фрагменты вообще были неузнаваемы, а уточнить не у кого, аборигенов здесь нет, археологи пока еще не добрались до этого городища, а греки ушли отсюда более 2500 лет тому назад. Другой достопримечательностью территории мыса Чауда, является оголенные морем и временем осадочные известково-ракушечные породы древнего моря. По этой причине сейчас территория мыса Чауда является особо охраняемой природной территорией регионального значения, памятник природы «Прибрежный аквальный комплекс у мыса Чауда» (90 га). РАСПОРЯЖЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 05 февраля 2015 года № 69-р.

ep_284511_image021.jpg

В этот же день нас посетили пограничники с целью проверки. Процедура общения заняла около часа. Нас приятно удивило новое транспортное средство пограничников, это мощный квадроцикл. Оказывается рядом с нами на первом измерительном посту ракетчиков сейчас пограничный пост с вертолетной площадкой. Кстати один из корреспондентов, работая с нашей экспедицией и являясь одним из менеджеров дипломной программы, аэродромы России, попросил меня активировать вертодром (HG99), так как он был белым пятном в дипломной программе. HG99 – это реальный номер вертодрома, и он является полным соответствием номеру в формулярах всех летающих воздушных средств. В последующем, знакомясь с этой дипломной программой, хочу отметить высокоорганизованную работу менеджеров этой программы. С деталями и преимуществами ее вы сможете ознакомиться самостоятельно. Сейчас это очень легко.

К вечеру мы попытались установить УКВ направленную и GP антенны. Но, к сожалению ни на 145, ни на 435 мгц. никого в это время не было, в Феодосии, куда мы уверенно могли достать наш брат укавист не активничал и поэтому мы УКВ эксперименты свернули.

ep_284511_image022.jpg

ep_284511_image023.jpg

Первый день экспедиции подходил к концу, сказалась усталость от жары и активной работы. Благо рядом море и мы с сыном спустились к воде. Берег здесь не приветлив.

Обломки осадочных пород, крутой обрывистый берег, а в воде масса всевозможных водорослей не располагали к продолжительному купанию. Но даже и в таких условия вода – это блаженство, освежает, успокаивает и расслабляет. А главное, какой глубокий сон после морского купания. Следующий день нашего пребывания на мысе прошел без особых эмоциональных всплесков. Даже при плохом прохождении мы с задачей справились довольно таки быстро, с окрестностями ознакомились и сейчас беспокоила нас лишь одна мысль, как безопасно покинуть территорию. Надвигалась гроза. В районе Феодосии и села Кирово небо освещалось мощными сполохами молнии. При расставании глава поселения рекомендовал нам в случае сильного дождя пробовать проехать через территорию воинской части и обещал нам свое покровительство в случае форсмажора. Там хоть и разбитая дорога, но она имеет твердое покрытие. К нашему счастью ливень прошел наш лагерь стороной, лишь слегка увлажнив воздух несколькими крупными каплями.

На следующий день жена Анатолия, Анна приготовила для нас вкуснейший картофель с тушеным мясом и массой приправ. Она как специалист по кухне, отметила, что из всех представленных банок с тушенкой, достойной оказалась говядина из Белоруссии. Все остальные тушенки не достойны для радиоэкспедиций, так как они «прямо снижают работоспособность операторов в эфире в полевых условиях».

ep_284511_image024.jpg

Неожиданно в непосредственной близости от нашего расположения оказались люди на авто. Оказывается это наши земляки из Краснодарского края, путешествующие экстремальные туристы по Крыму из Приморско-Ахтарска. А в наше расположение их направили пограничники. Оказывается наши земляки добирались до мыса всю ночь. Попали под дождь, застряли в одном из массы мелких оврагов. Устали как «………» И тоже были чрезвычайно рады тому, что они не одиноки. У них было пиво, но не было воды, а у нас наоборот. И здесь состоялся полноправный бартер, капля на каплю. Впервые я такое наблюдал, где обычная питьевая вода была равновесна пиву. К вечеру мы подвели итоги нашей экспедиции, сделали разбор недостатков, в очередной раз полюбовались закатом солнца в Феодосийский залив, сделали несколько фото на память и отправились ко сну. Утром предстояло много работы. Собрать антенны, оборудование и палатки со спальными принадлежностями. Подъем без звонка был с восходом солнца. И уже в 8 часов утра весь лагерь был свернут и упакован а автомобили. Собрали весь мусор на территории лагеря и забрали с собой. Перед стартом проверили связь на 145,5мгц. и в путь. Направление движения нашей группы нам было знакомо и без особых трудностей мы старой тропой направились к цивилизации. В некоторых местах нас подстерегали природные ловушки, лагуны и разбитые дороги, заполненные дождевой водой. Но опыт, командный дух и к 10 часам мы уже были на трассе «Таврида». Здесь Анатолий с супругой уехали в сторону Судака для продолжения отдыха, Леонид с Александром на озеро Чокрак, а мы домой. Надо отметить на обратном пути .Керченский мост был не загружен, досмотровые службы остановили меня для осмотра автомобиля. Процедура была аналогичной, как и на паромной переправе. Для меня это было не ново, и по этому, не доставила особых хлопот и стрессов. Сам мост и дорога были не загружены, и уже к 13 часам дня я был дома. По прибытию и короткого отдыха предстояло много работы для завершения экспедиции. Разослать всем корреспондентам QSL, загрузить в HAMLOG все наши связи, сделать видеоролик. И вот первым свою работу сделал Александр. Смотрите его видеоролик на youtu.be. https://youtu.be/dcfLBz9gIF8

А вот так выглядят наши QSL-карточки. Маяк Чаудинский на закате

http://www.quadrat.ru/qsl/preview/rv6awz-p_f.jpg

http://www.quadrat.ru/qsl/preview/rv6awz-p_b.jpg

Всем нашим корреспондентам без исключения мы разошлем QSL через бюро. Жаль что многие их не получат по причине того что не являются членами СРР. А неплохо было бы в качестве рекламы СРР и привлечение в ряды СРР входящие карточки для вольных радиолюбителей, не выбрасывать входящие QSL в урну. Ведь здесь затрат никаких, а только нездоровый принцип. При этом появится хоть какая-то возможность общения и приобщения в ряды СРР. Безусловно, отвечу всем и на директ. Кроме того все связи залиты в HAMLOG.

От всей души хочу выразить слова благодарности членам нашей команды, Анатолию –UA6BQU, Александру - RW6AON, Леониду - R6DCU, Николаю - UD6AGD. Отдельное спасибо Морозову Алексею Михайловичу, менеджеру дипломной программы RLHA клуба «Русский Робинзон» за веру в нашу команду и своевременно представленную референцию маяка. Всем нашим корреспондентам, с которыми у нас состоялось QSO и делились с нами своими впечатлениями. Лично Главе Кировского сельского поселения, Ленинского района, Сосунович Андрею Юрьевичу, за оказанную помощь в логистике, и помощи, владельцу кафе «САРОВ» Ваняну Ишхану Эдиковичу, за постоянную заботу о нашем тыловом обеспечении.

Всем 73

До встречи в осенней радиоэкспедиции в Крым на маяк Ильинский.

Николай Безуглый RV6CU


Просмотров всего 40,642, сегодня 1 Обновлено 03.07.2018 14:34:09
Статью прислал -
Источник: http://news.cqham.ru/articles/detail.phtml?id=1234
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.50 балла на основе 16 мнений
Отлично
 12
75%
Хорошо
 2
12%
Потянет
 1
6%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
6%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 0

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры