HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наука и техника > Морская связь в УКВ радиодиапазоне

Морская связь в УКВ радиодиапазоне



Автор: Александр Толстов ака ak108u
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наука и техника"

Бывают случаи, когда на борту небольших морских судов не игнорируется и воспринимается как нечто само собой разумеющееся только компас, а радиостанции оцениваются как нечто избыточное. И это понятно, неправильно конечно, но понятно, поскольку этот взгляд обусловлен недостаточной информированностью о возможностях и функциях морской радиосвязи. Большинство из прогулочных судов и яхт бороздят знакомые воды, совсем недалеко от дома, и они там, чтобы насладится хорошей погодой, а не бороться со штормом, а УКВ радиостанция, установленная на приборной панели, и приобретенная вместе с лодкой, почти не используется.

Доводы «за» использование современной радиостанции куда более весомы. Прежде всего это возможность, которая может быть не использована ни разу за всю жизнь, но которая при неблагоприятном стечении обстоятельств может эту самую жизнь спасти – имеется в виду, естественно, возможность послать сигнал бедствия. Нельзя уберечься от случайностей. Не стоит сбрасывать со счета и вероятность принять чужой сигнал SOS (или, в речевом режиме, «mayday») и поучаствовать в спасении чьих-то жизней. Безопасность плавания может также существенно зависеть от знания прогнозов погоды и своевременного получения предупреждений о шторме и других опасностях, для чего тоже нужно радиостанция.

Возможно, не каждый контейнеровоз станет согласовывать с вами действия, если ваши пути пересекутся – на морских просторах не делается акцент на радио-переговоры при расхождении и обгоне судов, как на внутренних водных путях (ВВП) – но и в этом случае, особенно в районах, где движение судов регулируется специальными диспетчерскими службами, радиосвязь необходима. Для примера процитируем кое-что из Правил плавания в зоне ответственности Службы Управления Движением Судов (СУДС), касающееся маломерных судов, следующих проливом Бьерке-Зунд через акваторию порта Приморск.

«Для прохождения через акваторию порта Приморск маломерные суда (яхты) должны связаться с СУДС порта Приморск на траверзе мыса Пологий (при следовании с севера) и маяка Стирсудден (при следовании с юга) на 68 основном и 13 резервном канале УКВ (позывной «Приморск-Трафик»). При плавании в зоне действия СУДС все суда должны нести радиовахту на УКВ, канал 68.

Обязательными для исполнения являются указания СУДС, касающиеся:

  1. очередности движения;
  2. маршрута;
  3. скорости;
  4. места якорной стоянки;
  5. запрещения движения;
  6. открытия радиовахты на указанных частотах (каналах);
  7. передачи сведений о предполагаемых или выполняемых маневрах и действиях.

Судно, не отвечающее на вызовы лоцмана-оператора СУДС, считается аварийным, и к нему могут быть приняты меры по оказанию помощи без согласия капитана с отнесением расходов на счет судовладельца».

Капитанам маломерных судов, нарушающим вышеуказанные правила, проход проливом Бьерке-Зунд запрещен. А не подчиняющимся и оказывающим сопротивление вполне реально поучаствовать в мероприятии под названием «контртеррористическая операция», и далеко не в качестве зрителя. В той же степени радиосвязь необходима для плавания в приграничных районах, где радиомолчание в ответ на запрос «Вышки» или «Лебедя» может обернуться для вас как минимум большой потерей времени и нервов в результате перехвата и задержания.

И, наконец, радио успешно позволяет согласовывать ваши действия с другими участниками совместных морских походов. Все это должно развеять сомнения в необходимости иметь на борту радиостанцию.

Чем же отличается «морская» УКВ радиосвязь от «речной»? Прежде всего, используемыми частотами. Морские радиостанции сегодня работают в диапазоне 156–174 МГц, а не 300.025-300.500 МГц и 336.025-336.500 МГц, как российские «речные». В отличие от нашей национальной речной связи правила и оснащение международной морской УКВ связи реализовывали интересы всех стран, так как этот диапазон с 1959 г. является во всем мире единым и для морского флота, и для судов и служб на внутренних водных путях.

Диапазон УКВ 156–162 МГц, выделенный Международным союзом электросвязи для морской подвижной службы (МПС), в настоящее время расширен до 156–174 МГц. Причем он насчитывает уже порядка 200 рабочих каналов, а этом «разнос» между соседними каналами уменьшен с 50 до 12.5 кГц.

Когда вы приобретаете УКВ радиостанцию, все необходимые частоты уже запрограммированы в номера каналов, и вам следует только выбрать подходящий. В общем случае стационарная судовая радиостанция имеет 55 международных каналов, но некоторые станции позволяют настраиваться также на национальные каналы (например, США или Канады) и программировать несколько каналов с назначением «частный» («private channel»), что удобно, например, при плавании группой. В таких станциях число каналов доходит до сотни. А вот в носимых радиостанциях каналов может быть гораздо меньше, но любая рация, предназначенная для работы на морских судах, должна иметь 16-й канал.

Некоторые каналы УКВ используются только для одной цели. Это прежде всего аналог пятого «речного» канала – 16-й (156.8 МГц), основной международный канал безопасности и бедствия, вызывной и дежурный. На всех морских судах на ходу, а часто и в порту, если того требуют правила, УКВ радиостанция включена на прослушивание 16 канала. На 16-м производится голосовой вызов на связь, который должен занимать минимум времени и содержать только обмен информацией для идентификации сторон и согласование номера рабочего канала для дальнейшей связи – затем следует перейти на рабочий канал или на любой свободный канал.

Перед выходом в эфир на любом канале, а особенно на 16-м, прослушайте его и никогда не прерывайте связь по вопросам безопасности. Вообще, стоит заранее поинтересоваться частотами и позывными радиостанций, которые могут быть вам полезны и, при необходимости установить связь, вызов делать на присвоенном им рабочем УКВ канале. Если же вы не знаете, на каком канале работает нужная станция, начинайте вызов на 16-м и после установления контакта переключитесь на ее рабочий канал.

В районах с интенсивным судоходством 16-й канал бывает перегружен радиообменом, и для вызова может использоваться один из резервных каналов для связи в целях обеспечения безопасности судоходства – 9-й (156.45 МГц) или 13-й канал (156.65 МГц). 9-й канал, кроме того, используется в качестве вызывного в районах, где плавание осуществляется по фарватерам.

Особым также является канал 70 (156.525 МГц), предназначенный исключительно для передачи цифровой информации в системе цифрового избирательного вызова (ЦИВ), о которой мы поговорим ниже. Вести переговоры на 70-м канале запрещено. Назначение каналов в конкретном районе можно узнать из местных Правил плавания.

В международной практике существует движение за то, чтобы 72-й канал официально считался яхтенным, но никаких официальных решений по этому поводу пока нет. Следовательно, собираясь использовать для связи 72-й, убедитесь, что в районе плавания он не является рабочим для какой-либо организации, и вы не создадите кому-либо помех.

Из прочих запрещены к использованию 75-й и 76-й каналы, так как их частоты непосредственно соседствуют с частотой 16-го канала и могут создавать ему помехи. По той же причине 15-й и 17-й каналы используются ограниченно, обычно для внутрисудовой связи и только с мощностью передатчика, не превышающей 1 Вт.

Еще следует отметить, что последние модели бортовых УКВ радиостанций предоставляют шкиперам широкий спектр возможностей. Морские радиостанции Garmin, Icom, Standard Horizon, Raymarine и других компаний теперь включают такую функцию, как Цифровой Избирательный Вызов (Digital Selective Calling – DSC). При реализации ЦИВ каждой радиостанции присваивается собственный уникальный девятизначный идентификационный номер (Maritime Mobile Service Identity – MMSI), и для передачи и приема цифровых сообщений используется канал 70. УКВ-радиостанции, оснащенные функцией ЦИВ, созданной в рамках Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии – ГМССБ (GMDSS), могут отправлять и получать цифровые сообщения о чрезвычайной ситуации, частные вызовы и общие вызовы, а также выделять необходимые вызовы с использованием идентификационных номеров морской подвижной службы. Возможности DSC значительно увеличивают шансы быстрого спасения в критических ситуациях.

Для установления связи на рабочем канале с конкретным судном, MMSI которого вам известен, его можно вызвать без использования 16-го канала. При наличии DSC вы набираете номер судна, затем указываете рабочий канал для последующей телефонной связи, посылаете вызов на 70-м канале, и, как только получаете подтверждение вызова, ваша станция перестраивается на выбранный рабочий канал. Список номеров MMSI береговых и судовых станций можно найти в международном ежегоднике «Справочник ITU (Международный союз электросвязи)» и других справочниках.

Функция DSC обеспечивает постоянное слежение за эфиром на канале 70, при этом станция, оснащенная системой цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой MMSI и на общий вызов для всех судов в зоне связи. Если на вашу радиостанцию, оснащённую функцией DSC, приходит вызов, на дисплее сразу отображается канал, на который следует переключиться.

Сообщение о бедствии поступает на 16-й канал. Важным достоинством ГМССБ является высокая степень автоматизации передачи и приема сообщений. Судовая радиостанция с DSC имеет кнопку, обычно красную и снабженную защитой от случайного нажатия, с надписью «Distress» («Бедствие») или «SOS», в зависимости от модели радиостанции. При нажатии этой кнопки автоматически передается оповещение о бедствии заранее запрограммированного формата с указанием MMSI вашего судна, времени и даты передачи сигнала, характера бедствия. Если к радиостанции подключен приемник GPS или ГЛОНАСС, также автоматически будут переданы координаты судна на момент подачи сигнала. Если нет возможности подключить спутниковый приёмо-индикатор, то текущие координаты можно вводить вручную, но при этом следует, как можно более регулярно их обновлять. Информация о характере бедствия, если позволяет ситуация, вводится в текст сообщения.

Дистанция уверенного приема-передачи сигнала морских бортовых и портативных радиостанций зависит от многих факторов, таких как выходная мощность, эффективность антенны и условий распространения УКВ радиоволн. Рассмотрим некоторые из них.

Реальная мощность радиостанции в ваттах на выходе важна, но это далеко не самый главный фактор, влияющий на дальность связи. Удвоение мощности отнюдь не означает удвоение дистанции, на которой ваш сигнал будет услышан. Большее влияние на дальность распространения радиосигнала оказывает эффективность антенны радиостанции и состояние атмосферы. Если вы поместите две портативные радиостанции на уровне поверхности моря, и будете связываться на режиме низкой мощности (обычно 1 Ватт), то наверняка не сможете обеспечить надежную связь на дистанции больше 1 – 1,5 миль. В режиме мощности 5 Ватт вы, может быть, лишь совсем немного увеличите радиус действия, но, подняв обе радиостанции на высоту берегового утеса, то получите огромное увеличение дистанции надежной связи.

Статистика подтверждает следующую формулу для определения радиуса связи в нормальных атмосферных условиях: дальность связи = 2.25*√h, где h – высота антенны над уровнем моря в метрах, а результат получите в морских милях. Таким образом, если вы на борту яхты с антенной радиостанции в 2 метрах от поверхности воды, то можете ожидать уверенной связи на дистанции до 4 миль.

Поскольку УКВ радиоволны распространяются прямолинейно, то теоретически никакое количество мощности радиостанции не может увеличить эту дистанцию, так как если антенны двух радиостанций не “видят” друг друга, то они также не могут слышать друг друга. Но эффективность 25-ваттной бортовой радиостанции реализуется в плохих условиях атмосферы, когда мощный ее сигнал «пробивает» себе путь сквозь дождь, туман или морось, которые заметно “гасят” УКВ радиоволны.

Увеличение дальности связи портативных радиостанций может быть достигнуто использованием яхтенных УКВ антенн на топе мачты. Соединив основной антенный кабель и ручную УКВ радиостанцию при помощи переходного шнура, вы получите компактный и действенный инструмент радиосвязи.

В заключение хочу отметить, что участники радиообмена на морском УКВ диапазоне должны получить лицензию судовой радиостанции (Ship Station Licence). Лицензия оформляется в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации и Регламентом радиосвязи, приложенным к Международной конвенции электросвязи. Все радиооборудование, внесенное в лицензию, разрешено для установки и использования на судне. Необходимость иметь на борту судна под российским флагом лицензию на судовую радиостанцию диктуется требованиями п. 10 ст. 25 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» и п. 9 ст. 14 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Морские и речные радиоканалы

Используемые при написании материалы:
Евгений Курганов. “Морская радиосвязь”. Журнал “Катера и Яхты” апрель-май 2011 г.



Просмотров всего 2,543, сегодня 4 Обновлено 04.03.2018 11:47:39
Статью прислал - 'Александр Толстов ака ak108u'
Источник: http://trcvr.ru/2018/02 ... ь-в-укв-радиодиапазоне/
Отредактировать текст этой статьи?

Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 3.67 балла на основе 3 мнений
Отлично
 2
66%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
33%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 0

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры