HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Заметки радистов > Mayday из джунглей Венесуэлы

Mayday из джунглей Венесуэлы



Автор: CQ DL, 2006
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Заметки радистов"

Эта история произошла 47 лет тому назад. Возможно, кто-то посчитает ее авантюрно-приключенческой, а кто-то — полезной, показывающей, что знание азбуки Морзе и основ радиотехники может сохранить жизнь в чрезвычайной ситуации.

События, о которых будет рассказано ниже, произошли в джунглях Венесуэлы. Небольшой старенький биплан SPAD XIII совершал курьерский полет на юг страны, к пограничной бразильско-гайанской горной области. На его борту находились двое—пилот Франсуа и его приятель, радиолюбитель из Германии Якоб. В пути они должны были проверить состояние вспомогательного аэродрома

SPAD XIII

Неудачная посадка

Спустя примерно два часа после вылета они увидели просеку длиной 600 м и шириной 80 м и маленький жестяной барак. Франсуа сказал, что в нем находятся предметы первой помощи, а также бочка бензина и списанная венесуэльскими военными радиостанция. Последняя должна была питаться от генератора переменного тока с педальным приводом.

Франсуа приступил к посадке. Примерно через 50 м после касания колесами самолета земли случился сильный толчок. Шасси провалилось в канаву, которую не было видно с воздуха. Машина уткнулась осью пропеллера в землю, хвост задрался в небо. Когда под возбужденные обезьяньи и птичьи крики Якоб пришел в себя, то оказалось, что его выбросило из самолета, и он лежит в траве.

Джунгли Венесуэлы

Барак опустошен

Якоб поднялся на ноги. Никаких серьезных повреждений у него не было, болела только ссадина на предплечье. Франсуа, придавленного несущей плоскостью, Якоб обнаружил у борта самолета. Рукою Франсуа закрывал сильно кровоточащую рану на плече. “Беги к бараку и принеси бинт”, — попросил Франсуа

Приблизившись к бараку, Якоб почувствовал неладное — дверь была открыта. Кто-то основательно похозяйничал в помещении, перевернув все буквально верх дном. Коробку с бинтами Якоб не нашел и побежал к Франсуа, разрывая на ходу свою рубашку. Как мог, он перевязал Франсуа. Когда Франсуа немного пришел в себя, то попросил принести портативный радиоприемник, который был закреплен рядом с пилотским сиденьем. Приемник работал, а вот радиостанция 35 лет тому назад, увы, не была обязательным атрибутом оборудования самолета.

Якоб вернулся в барак. Здесь он обнаружил генератор переменного тока, похожий на велосипед. Его воры утащить не смогли, однако от радиостанции не осталось и следа.

Как дать знать о себе?

Иногда в кинофильмах фантазия сценариста создает эпизод, в котором один из пассажиров, находившихся на потерпевшем крушение судне или самолете и оказавшихся на необитаемом острове, мастерит из транзисторного радиоприемника телефонный приемопередатчик. Уже после нескольких призывов о помощи, переданных в эфир, он получает радующий зрителей ответ, что сигнал бедствия принят, и спасатели уже направляются к острову.

Действительность, конечно, совсем иная. Даже если среди потерпевших крушение окажется юный “очкарик- изобретатель”, “родившийся с паяльником в руке”, человеку, хоть немного знакомому с радиотехникой, очень трудно представить, как этот “гений” под тропическим ливнем, жуя протухшую икру или заплесневелый хлеб, будет переделывать радиоприемник, не имея паяльника, принадлежностей для пайки и комплекта радиодеталей.

Об этом думал Якоб, предпринимая элементарные меры для предотвращения возгорания самолета. С этой целью он открыл дверь двигательного отсека, чтобы перекрыть кран бензинового трубопровода. На глаза попалась катушка зажигания, и Якобу сразу же пришла идея построить искровой передатчик. Карибские пилоты, попавшие в аварию, при наличии передатчика работали в эфире на частотах, близких к частоте передачи метеосводок — около 10 МГц.

Франсуа чувствовал себя плохо: жаловался на боли в голове, все пил и пил воду из алюминиевой фляжки, которая была на борту. И все-таки он постоянно крутил ручку настройки коротковолнового приемника, надеясь услышать о том, что наземные службы заметили отсутствие самолета.

Искровой передатчик

В кожаном мешке за пилотским сиденьем Якоб нашел вместе с несколькими плитками шоколада, тремя бананами и пакетом кексов, пассатижи и моток проволоки. Кроме того, у него был швейцарский карманный ножик. Итак, можно было приступать к изготовлению искрового передатчика. Его основой является колебательный LC-контур. Однако колебания в контуре быстро затухают, и для их поддержания требуется периодически заряжать конденсатор контура. Это делается с помощью высоковольтной катушки, а через искровой промежуток в момент пробоя замыкается цепь колебательного контура, и в нем возникают колебания.

Генератор переменного тока частотой 400 Гц с педальным приводом должен был отдавать мощность 30—60 Вт. Первичную обмотку катушки зажигания авиационного двигателя, рассчитанную на подключение через распределитель к источнику постоянного напряжения 24 В, Якоб непосредственно соединил с выходом генератора. Вследствие отсутствия какого-либо согласования между катушкой зажигания и генератором форма тока генератора, по-видимому, была далеко не синусоидальной. Тем не менее, высоковольтная обмотка капгушки зажигания, подключенная к двум выкрученным из двигателя самолета свечам зажигания, обеспечивала при вращении педалей генератора довольно мощные искры между контактами свечей. Начало было явно обнадеживающим.

Схема искрового передатчика

Быстро стемнело, как это обычно бывает на экваторе. Якоб рассказал Франсуа о своей идее постройки искрового передатчика. Франсуа скептически дернул уголком рта, как будто услышал небылицу.

Однако это не охладило пыл Якоба, На следующее утро он позавтракал бананом и кусочком шоколада, сохранив станиолевую фольгу, в которую был завернут шоколад.

На краю просеки Якоб нашел сухой бамбук диаметром около 1 см, из которого он вырезал трубочки, призванные служить изоляционными стойками будущего передатчика. В качестве диэлектрика Якоб использовал обломки плексигласа от оборудования самолета, а для изготовления катушки применил 3-миллиметровый провод заземления из поврежденного крыла, намотав 16 витков на найденную бутылку из-под пива. Катушка с конденсатором образовали контур, который должен был иметь резонанс в диапазоне частот карибской авиационной радиосвязи (10 МГц), а около 30 м проволоки являлись антенной в виде длинного провода длиной λ. Такую антенну можно непосредственно подключать к колебательному контуру. С помощью клиньев из бамбука все детали передатчика Якоб закрепил на дощечке, которую нашел в бараке, дополнительно зафиксировав некоторые детали с помощью ниток и смолы.

В эфире!

Было далеко за полдень, когда Якоб, вращая педали генератора, с помощью бамбуковых палочек стал замыкать и размыкать контакт, подключающий конденсатор к отводу контура, чтобы по максимальной громкости сигнала в приемнике настроить колебательный контур на частоту приблизительно 10 МГц. Франсуа, все еще сидя у потерпевшей аварию воздушной машины, крутил ручку настройки приемника и кричал: “Сигнал громко слышен по всему диапазону 30 м!”.

На испанском языке Якоб начал медленно передавать телеграфом “Mayday", Mayday”, координаты места аварии, позывной (YV03O), просьбу о медицинской помощи, завершая сообщение просьбой ответить в телефонном режиме: “pse k phone”. Прием вел Франсуа, который не владел телеграфом.

Сигнал бедствия “Mayday” начали использовать французские летчики еще в годы первой мировой войны. Фраза на французском языке “m’aider”, которая переводится как “помогите мне”, употреблялась в тех случаях, когда самолет совершал аварийную посадку. Вскоре эта фраза стала широко использоваться американскими летчиками, трансформировавшись в английском языке в “Mayday”.

Якоб не имел венесуэльской лицензии для работы в эфире, да и диапазон 10 МГц тогда не был любительским, поэтому он не передавал в эфир свой немецкий позывной. Работа в эфире велась примерно по следующему расписанию: Якоб передавал сообщение около 3 мин, затем Франсуа в течение 5 мин вслушивался в диапазон 30 м, затем циклы передачи и приема повторялись, и так до глубокой ночи. В результате ноги Якоба настолько ослабели, а сам он так устал, что свалился спать рядом с педальным генератором

Спасены!

Утреннее солнце уже поднялось над верхушками деревьев, когда Якоб проснулся от шума: гудел вертолет, что-то кричал Франсуа и показывал вверх. Якоб вскочил на ноги и побежал на середину просеки К своей неописуемой радости он увидел, что, совершив еще один облет места аварии, у барака приземлился вертолет Sikorsky СН-35. Два служащих венесуэльских ВВС побежали к Якобу и Франсуа Они захлопотали вокруг Франсуа, который не мог стоять на ногах. Как выяснилось позже, из-за повреждения позвоночника.

Вертолет Sikorsky СН-35

На обратном пути один из спасателей рассказал, что предыдущим вечером служебный радист сообщил об очень странных сигналах, которые едва пеленговались и, наряду с координатами, содержали сигнал бедствия “Mayday”. Однако ночью поиски в джунглях безнадежны, поэтому спасательный вертолет стартовал на рассвете и уже спустя три часа обнаружил место аварии самолета.

Эпилог

Франсуа сразу же был помещен в больницу, где в течение нескольких месяцев его так хорошо “починили”, что он опять смог летать. Полученная страховка оказалась столь велика, что ее хватило на покупку подержанного самолета Cessna-150, на котором он летал еще годы — естественно, никогда больше без радиостанции на борту.

Разбитый самолет SPAD-XMI был вывезен военными и еще долго стоял без двигателя во дворе одной гимназии в Сьюдад Боливар с табличкой, которую велел прикрепить Франсуа: “Спасение потерпевших крушение авиаторов стало возможным благодаря тому, что из подручных деталей был сделан передатчик, подобный тому, который использовал немецкий ученый Генрих Герц в 1886 г. при открытии радиоволн”.

По материалам статьи "Funkamateur als Retter im Busch", опубликованной в журнале CQ DL, 2006, Net



Просмотров всего 3,020, сегодня 105 Обновлено 14.05.2018 16:12:30
Статью прислал - CQ DL, 2006

Отредактировать текст этой статьи?

Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.81 балла на основе 16 мнений
Отлично
 13
81%
Хорошо
 3
18%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 0
0%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 0

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры