HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Каталог схем и документации > Схемы наших читателей > Дайджест радиосхем > Устройство для восстановления и заряда аккумулятора

Устройство для восстановления и заряда аккумулятора




Устройство для восстановления и заряда аккумулятора

  В процессе эксплуатации пластины автомобильных аккумуляторов постепенно сульфитируются, это все больше снижает емкость батареи. Наиболее эффективные способы борьбы с сульфитацией — поочередный заряд-разряд аккумулятора или пропускание через него так называемого “асимметричного” зарядного тока, у которого отношение зарядной и разрядной составляющих равно 10:1, а длительностей импульсов —1 : 2. Причем второй способ позволяет не только восстанавливать работоспособность засульфитированных аккумуляторных батарей, но и проводить профилактическую обработку исправных. Предлагаем описание прибора для зарядки аккумуляторов “асимметричным” током, оснащенного устройствами защиты от коротких замыканий и автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора.

 Устройство для восстановления и заряда аккумулятора

  Регулирующим элементом является тринистор VS2, работающий в ключевом режиме. Он управляется импульсами, вырабатываемыми релаксационным генератором на однопереходном транзисторе VT1. Величина выходного тока определяется разностью фаз импульсов управляющего генератора и полуволн выпрямленного тока, зависящего, в свою очередь, от емкости зарядного конденсатора С1. Последний включен в коллекторную цепь транзистора VT3, выполняющего функции усилителя тока. С движка переменного резистора R8 на базу VT3 поступает часть напряжения со стабилитрона VD5, а на эмиттер подают через разделительный диод VD3 напряжение, снятое с резистора R4, являющегося датчиком тока.

  Параллельно соединенные резистор R5 и конденсатор С2 составляют цепь временной задержки в случае исчезновения напряжения обратной связи по току в период, когда тринистор VS2 закрыт. Постоянная времени цепи R5C2 равна 0,02 с. Диод VD4 служит для защиты перехода “база — эмиттер” транзистора VT3 от пробоя обратным напряжением. Когда на выходе происходит короткое замыкание, задающее напряжение на резисторе R8 исчезает, транзистор VT3 закрывается. В результате прекратится заряд конденсатора С1 и тринистор VS2 не откроется.

  Выпрямитель обеспечивает два режима заряда: ручной и автоматический. Первый служит для зарядки импульсами постоянной амплитуды от 0 до 5 А. В этом режиме можно заряжать отдельные аккумуляторы батареи. В автоматическом режиме одновременно с зарядкой происходит профилактическая обработка пластин для устранения их сульфатации.

  Для зарядки аккумулятор подсоединяют к выпрямителю, включают тумблер Q1, переключатель SA1 устанавливают а положении “Ручн.”. При этом открывается тринистор VS1 и срабатывает реле К1. В автоматический режим прибор переводят установкой переключателя SA1 в положение “Авт.”. В этом режиме амперметр РА1 показывает ток, равный одной третьей суммы импульсов тока заряда и тока, протекающего через зарядный резистор R10. Для устранения сульфитации пластин импульсный зарядный ток должен быть равен 5,5 А (заряд ведется в автоматическом режиме). Как только напряжение на аккумуляторе достигнет 14,4 В, зарядное устройство автоматически отключается. Данную величину устанавливают с помощью делителя на резисторах R14 и R15.

 Устройство для восстановления и заряда аккумулятора

  Напряжение на аккумуляторе измеряют на резисторе R10 в период разряда, поскольку питание поступает на устройство автоматического отключения в полупериоды, при которых тринистор VS2 закрыт. Этого достигают правильным фазированием обмоток II и III трансформатора Т1. Когда напряжение на аккумуляторной батарее становится равным 14,4 В, открывается транзистор VT2, шунтируя импульсы управления тринистором VS1. Он будет закрыт, и через интервал, определяемый емкостью конденсатора СЗ и сопротивлением обмотки реле К1, зарядное устройство отключится. Силовой трансформатор Т1 выполнен на сердечнике Ш32Х40. Обмотка 1 содержит 730 витков провода ПЭВ-2 0,35, а обмотки II и III — по 70 витков ПЭВ-2 1,5 и 0,25. В качестве стрелочного индикатора РА1 используется миллиамперметр типа М2001 с током полного отклонения 1 мА. Шкала прибора рассчитана на максимальный ток 6 А. Резисторы R4 и R10 — проволочные, мощностью 2 и 10Вт соответственно. Q1 и SA1 — тумблеры Т2-1, реле — МКУ-48 на 24 В,

А. ЛЕКОНЦЕВ
г. Краснотурьинск
Свердловская обл.

Источник: shems.h1.ru

Партнеры