HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Каталог схем и документации > Схемы наших читателей > Технологии обеспечения безопасности > Универсальная охранная сигнализация на микросхеме К561ТМ2

Универсальная охранная сигнализация на микросхеме К561ТМ2

Эта сигнализация может служить как для охраны автомобиля, так и для охраны различных помещений. В первом случае она питается от аккумулятора автомобиля, а во втором от электросети через стандартный сетевой адаптер, допускающий выходной ток до 0,8 А (определяется током потребления используемой сирены) и напряжение 10-15V.

Есть четыре входа для подключения внешних датчиков, которые могут быть как контактными, замыкающими, так и электронными, формирующими на выходе отрицательные импульсы или нулевой перепад логического уровня.

Включение и выключение сигнализации (постановка на охрану и снятие с охраны) производится снаружи объекта. Это можно сделать при помощи двух замаскированных герконов (например, расположены за остеклением машины и замаскированы различными наклейками), или при помощи какого-то электронного ключа, сделанного, например, на основе DTMF - кода или на основе систем ДУ аппаратурой. В этом случае управление может быть выполнено брелком с всего одной кнопкой (формирующим всего одну команду), при нажатии на которую на выходе приемника-декодера формируется всего один отрицательный импульс.

Однократное нажатие на эту кнопку будет либо включать сигнализацию, либо её выключать (то есть, переводить в противоположное положение установленному ранее). Выбор типа управления (герконы или система ДУ) осуществляется установкой двух паянных перемычек со стороны печатных дорожек платы.

Индикация "включено / выключено" -при помощи светодиода. На рисунке приводится схема сигнализации совместно с внешними устройствами, для варианта с управлением герконами, тремя цепями контактных датчиков и одним электронным (которого может и не быть).

После включения питания схема может оказаться в любом состоянии, поэтому, после включения питания её нужно установить в нужное состояние при помощи герконов (или другого устройства).

Принципиальная схема

Логика работы сигнализации задается D-триггером 01.1. Здесь используется то свойство D-триггера, что, при подаче отрицательного импульса на его вход С происходит его установка в состояние, заданное логическим уровнем на входе D. То есть, если на D будет единица, то при срабатывании любого датчика цепь С1-R2 создаст импульс на входе С триггера и он установится в состояние "Г.

Единица с его прямого выхода откроет ключ на VT1 и VT2 и через него подаст питание на сирену. Но, если на входе Э логический ноль, то сигналы датчиков будут только устанавливать (или подтверждать установку) триггера в 0 и питание сирены включаться не будет.

Принципиальная схема охраной сигнализации на микросхеме К561ТМ2

Рис. 1. Принципиальная схема охраной сигнализации на микросхеме К561ТМ2.

Именно это и используется для постановки на охрану и снятия с охраны, - изменение логического уровня на входе D D1.1. А управляет этим изменением уровня второй триггер - D1.2.

В зависимости от положения перемычек Р1 и Р2 триггер D1.2 работает либо как RS-триггер (положение показанное на схеме сплошными линиями), либо как D-триггер (перемычки в положении, показанном прерывистыми линиями). В показанном на схеме положении перемычек триггер D1.2 работав RS-триггером. Он переключается при помощи двух герконов SG1 и SG2.

Замыкание первого из них приводит к выключению сигнализации, а замыкание второго - к включению. Включенное состояние индицируется свечением светодиода HL1.

Продолжительность звучания сирены ограничивается цепью C3-R7. После того как триггер D1.1 установится в единичное положение, начинается зарядка конденсатора С3 через резистор R7 и как только напряжение на С3 достигает порогового уровня единицы для КМОП-логики триггер принудительно перекидывается в нулевое положение. При указанных на схеме номиналах С3 и R7 продолжительность звучания сирены составляет около 20 секунд.

Диод VD5 служит для ускорения разрядки С1. Диод VD7 - защита от неверного подключения к питанию. Диоды VD1-VD4 не пускают на схему напряжение больше напряжения питания микросхемы D1 и развязывают относительно друг друга датчики исключая их взаимное влияние. Стабилитрон VD6 защищает микросхему от превышения напряжения питания (от выбросов напряжения в сети автомобиля). Диод VD8 служит для защиты VT2 от возможной индуктивной составляющей нагрузки (если параллельно сирене включить какое-то реле или если посредством реле включается более мощное сигнальное устройство).

Детали

Датчики могут быть самыми разными. Важно, что контактные датчики должны замыкаться при срабатывании, а электронный датчик формировать на выхо-де или любое количество отрицательных импульсов. В качестве контактных датчиков в автомобильном варианте могут служить дверные выключатели света в салоне, багажнике, моторном отсеке или аналогичные дополнительные датчики.

При охране помещения в проемы дверей можно так же установить автомобильные выключатели. Наиболее удобны, в этом смысле, выключатели света для моторного отсека автомобиля ВАЗ-2108-21099.

Печатная плата сигнализации

Рис. 2. Печатная плата сигнализации.

Для управления включением-выключением служат малогабаритные герконы КЭМ-4, управляемые при помощи постоянного магнита, вмонтированного в брелок для ключей. Светодиод может быть любым, излучающим видимый свет.

Сирена - стандартная, 6-ти тональная для автосигнализаций.

Литература: Рк2005, 1.

Партнеры