HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > DX-экспедиции > R3CG/8: полярная станция "Марресаля", Ямал

R3CG/8: полярная станция "Марресаля", Ямал



Автор: Юрий Аммосов R2AXE/8
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

Фото: Виталий Дворяченко РГО ЯНАО

Фото: Виталий Дворяченко РГО ЯНАО

 

Часть 1. «Ты помнишь, как всё начиналось?»

Чем может иногда обернуться простая и вполне безобидная на первый взгляд просьба? Оказывается, довольно многим. Особенно, если она хоть каким-то боком оказывается связанной с радио. Даже если все последние годы не мерещилось никаких планов по части КВ.

Эта часть истории начала своё увлекательное развитие в марте 2017 года на выставке «Катера и яхты», которая традиционно проходит в Крокус Сити. Туда я зашёл пообщаться с единомышленниками по парусу. На стенде школы RAYS застал командора Алексея Панасенко, который за приятным разговором и озвучил вполне безобидную просьбу, предварительно сдобрив её фирменными печеньками – просто внимательно прочесть их свежую книгу «VHF: радиооператор морской радиосвязи УКВ» и не умолчать о замеченных опечатках. 

Поскольку тема для меня на тот момент была вполне актуальной, я с немалым удовольствием совместил приятное с полезным, т.к. читать хорошо написанную профессионалами книгу, обычно, очень увлекательно.

За перепиской и обсуждением обнаруженных нюансов последовало приглашение в саму школу на одно из мероприятий, связанное с радио – КВ радиосвязь с коллективной радиостанции яхтенной школы R3CY.

Тут стоит сделать историко-лирическое отступление и отметить, что у меня в анамнезе значилась определённая склонность к баловству с паяльником, но все же не до такой степени, чтобы собрать трансивер и сутками торчать в эфире. Всё ограничилось парой-тройкой банальных приёмников вещательного диапазона, несколькими псевдо-музыкальными инструментами на мультивибраторах и десятком починенных ламповых приемников и транзисторных магнитофонов у соседей по летней деревне. Потом, конечно, были и нуждающиеся в периодическом ремонте приборы посерьезнее, скажем, растровые электронные микроскопы. Таким образом, удалось сформировать некий набор навыков, в целом не сильно превышающий уровень «вовремя подавать пассатижи». Иногда навыки приходилось подтверждать в условно-экзотических ситуациях, например, чинить псковскую одноканальную CB-радиостанцию «Пилот» на берегу Белого моря с помощью костра, медного гвоздя из ремнабора и смолы с ближайшей сосны. Ах да, она ("рация") даже была зарегистрирована в Связьнадзоре – недавно обнаружил свидетельство, которое в будущем, надеюсь, займёт почётное место в семейном музее.

На первых порах не сильно помогло даже обретение тестя в статусе «легенда радиоспорта СССР» - RA3AM. Увы, его ждало сильное разочарование: свежеприобретённый зять не торопился погружаться в сладостное шипение эфира (баловство на УКВ и связь в парусных походах - не в счёт). Ну хоть оторванные провода от наушников сам мог обратно припаять – и то ладно. 

Что-то начало проклёвываться на втором десятке семейной жизни: дочка почётного радиолюбителя под моим гнусным влиянием и параллельно со мной получила диплом яхтенного капитана и сертификат VHF-радиооператора. Вот так я постарался «угодить» одновременно и её отцу, и деду – капитану первого ранга, увы, уже почившему. Впрочем, перво-наперво, ради своей же выгоды: негоже быть человеку одному, тем более на яхте. Нужен грамотный помощник, который и за штурвалом постоять может, и курс определить, и с мариной связаться, место у пирса на ночь запросить, и случись чего – сообщить спасательной службе координаты на 16-ом канале, перед тем, как начать свистком распугивать акул.

Но вернёмся в 2017 год, то самое 16 мая, Окружной проезд, где располагается яхтенная школа RAYS и коллективная радиостанция R3CY. В этот день не только осуществились плановые и внеплановые КВ связи в диапазоне 20 метров, но и состоялось моё знакомство с Эдуардом Прудким - с человеком, который посвятил свою жизнь Северу, техническому обеспечению труднодоступных объектов в Арктике и развитию отечественных коротковолновых средств связи. 

Во что это уже вылилось, читатели поймут довольно скоро. А вот чем закончится эта история, полагаю, не подозревает даже уважаемое Мироздание, не говоря уже о героях этого рассказа.

Часть 2. «… и к чему это может привести»

Общеизвестно, что ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным. Фирменные печеньки RAYS с чаем даром не проходят. Уже в сентябре организуются первые ходовые испытания радиооборудования и антенн на парусной яхте под управлением ВПС (вашего покорного слуги) в акватории Клязьминского и Пестовского водохранилищ, подробнее.  

Дальше – больше. Не прошло и года, как проводится вторая встреча в Ассоциации шкиперов на Окружном проезде и обретаются новые знакомства, подробнее.

Дальше – ещё больше. Эдуард решил взяться за меня всерьез, но все же дал некоторое время на «раскачку». В результате однажды утром я обнаружил себя не только среди членов весьма уважаемого мною Русского географического общества, но и в составе службы радиообеспечения РГО ЯНАО.

Итак, весной я уже имел полное моральное право держаться за синее полотнище с эмблемой РГО. Но делать это на ходу, стоя на палубе яхты, да ещё в компании Эдуарда, разрешено было только после успешного завершения очередного этапа испытаний средств радиосвязи и системы коротковолнового трекинга всё там же на Клязьминском водохранилище, подробнее.

В общем, стало ясно, что нужно уже как-то легализоваться и самому начинать жить в КВ эфире. Что и было проделано – я получил позывной R2AXE.

Осталось понять, как с нашего 5-го этажа (из 12-ти) с окнами во двор вознестись в достойную КВ антенн высь, и …

Но это все – пролог. Основное же событие конца лета, вернее, «верхушка айсберга» или  «вишенка на торте», кому как больше нравится, происходило на стыке августа и сентября далеко от столицы. Оно было бы определённо невозможно без тщательной двухлетней подготовки, упорной официальной переписки, настойчивости в обивании дверей министерств и обретения поддержки от заслуженных представителей научного сообщества и руководителей и специалистов профильных ведомств и организаций.

Часть 3. Выезд на Марресаля 

В июне 2017 года начальник гидрометеорологической береговой станции Марресаля (МГ-2 Марресаля) Валерий Михайлович Губенко направил обращение на имя Президента Русского географического общества Сергея Кужугетовича Шойгу с просьбой оказать техническую помощь от РГО и привлечь внимание службы экологической безопасности Вооруженных Сил РФ.

Осенью 2017 года экспедиционная команда Русского географического общества Ямало-Ненецкого автономного округа под руководством Прудкого Э.Н. осуществила научно-исследовательскую экспедицию на полуостров Ямал в район мыса Марре-Сале для оказания первого этапа технической помощи старейшей в России полярной станции «Марресаля» и произвела осмотр состояния окружающей среды и экологической обстановки в этом районе. Экспедиция выявила, что на территории полярной станции «Марресаля» и на соседней территории, где располагалась воинская часть, сложилась весьма непростая экологическая обстановка, подробнее.

Обсуждение этой темы проходило на заседании общественной палаты под руководством Н.Н. Дроздова весной 2018-го, на совещании с зам.министра обороны А.Ю.Криворучко осенью 2018-го, на комплексном совещании в московской Штаб-квартире РГО зимой 2019-го, на котором и было принято решение о создании комплексной комиссии для выезда на полуостров Ямал в район мыса Марре-Сале. 

В период 29.08.2019 - 02.09.2019 представители отделения в ЯНАО Русского географического общества с участием представителей ФГБУ Северного Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также других ведомствв составе комплексной комиссии осуществили выезд на полярную гидрометеорологическую береговую станцию «Марресаля» для выполнения работ по исследованию, мониторингу окружающей среды, определению нанесенного ей ущерба на охраняемой территории заказника "Ямальский". Автор и главный вдохновитель проекта - Эдуард Прудкий (RA3III/8), ведёт его с 2017 года.

Главный ожидаемый результат проекта - уборка огромного количества накопившегося за десятилетия мусора (в т.ч. железных бочек, брошенного оборудования, ...), рекультивация почвенного слоя, загрязненного большим количеством нефтепродуктов, т.е. ликвидация последствий экологической катастрофы в отдельно взятом месте. 

Перед нашим выездом станцию в начале июля спешно посетили военные, составив свой отчет. Чуть позже аналогичные выводы сделали представители Росгидромета, пришедшие на НЭС "Михаил Сомов".

В прошлом году серьезные работы на территории были проведены экологами ЯНАО, также составлен весьма подробный отчет. См., Репортаж "Вести-Ямал", осень 2018 года

По стечению обстоятельств наш выезд получился очень короткий, но даже в такие сжатые сроки удалось, на мой взгляд, сделать максимум из возможного. Попутно с основными задачами успели провести ряд испытаний перспективных систем КВ связи в условиях Арктики - коротковолнового оборудования в составе инновационного маяка аварийного оповещения и передачи данных (WSPR), а также приёмного устройства по получению погодных факсов и информации для труднодоступных объектов (ColibriNANO).

Поскольку полярная станция относится к категории труднодоступных (ТДС), добраться туда можно или на судне по Северному морскому пути в период навигации или на вертолете, например, из Воркуты. Зимой по устоявшемуся льду или арктической тундре можно добраться и на легком вездеходе или на снегоходах.

Эдуарду Прудкому удалось договориться с представителем ФГБУ "Гидроспецгеология" Владимиром Дубровиным, который помог с организацией вылета на полярную станцию и обратной дорогой на вертолете Ми-8Т. Транспортная составляющая на самом сложном участке определила сроки нашего пребывания в Арктике. 

Карское море - одно из самых суровых мест на нашей планете, является окраинным морем Северного Ледовитого океана. Совсем недавно всё, что располагалось к северу от северной границы Советского Союза до самого полюса, гордо именовалось «Арктические владения СССР». Следы былого величия до сих пор можно видеть на пустынной территории арктической тундры возле мыса Марре-Сале, всего лишь в нескольких километрах от станции Марресаля - эти следы, как затонувшие корабли, хранят память о своих обитателях.

На этой территории в течение 60 дней солнце не опускается за горизонт (полярный день), а в течение 45 зимних дней не поднимается над ним (полярная ночь). Особенностью этого района является наличие здесь залежеобразующих подземных многовековых льдов, с вытаиванием которых связана специфика постепенного обрушения береговой бровки.

История сохранила немало свидетельств того, с какими трудностями сталкиваются исследователи Арктики и сотрудники полярных метеостанций, особенно в условиях арктической зимы. 

Павел Ушаков в своей книге «На Новую землю!» (1929) рассказывает о трагических событиях на полярной станции, связанных с цингой: 

«Многие трагические случаи на почве цинги отмечены историей. Почти во всех полярных экспедициях, сопровождавшихся зимовками в суровых условиях, были случаи заболеваний цингой, что, конечно, сильно действовало на настроение всех остальных членов экспедиции. Известно, что от цинги иногда умирало больше половины состава экспедиции. На радиостанциях также нередка смерть от этой ужасной полярной болезни.

Подобную страшную трагедию из совсем недавнего прошлого мы имели на одной из наших северных станций — на Маре-Сале (в Карском море, на полуострове Ямал). В 1924 г. на эту станцию для ее обслуживания было завезено пять человек, к несчастью, все разного толка и происхождения. Большинство родом из южной полосы Союза. Люди впервые увидели полярную природу. Гидрографическое судно ушло и пять человек, совершенно изолированные от всего мира, одиноко остались на глинистом обрыве беспредельной тундры, У подножия обрыва такое же беспредельное море, постоянно ревущее, серое, холодное. С цивилизованным миром зимовщики связаны лишь по беспроволочному телеграфу. С уходом судна к безлюдному берегу надвинулись карские льды…

Первые месяцы проходят незаметно — много спешной работы: необходимо срочно поднять весь выгруженный груз с берега к дверям радиостанции, иначе первый же шторм смоет его; нужно все наладить и хорошенько приспособиться к новой жизни. Первое время все ново и все интересует — безвольно влечет на охоту, хочется скорее понять всю прелесть и весь ужас полярной обстановки. Страшная тишина безграничной тундры порабощает и захватывает человека.
… 

Вскоре заболели остальные… С весной на морское побережье со стадами оленей пришли самоеды. Зимовщики отдали новым пришельцам все, что имели, и просили самоедов поскорее вывезти их из этого гнетущего места. Самоеды согласились и четверо серьезно больных (к этому времени они уже с трудом передвигались) выехали на нартах в Обдорск. Самым коротким путем нужно проехать около 500 верст. Двое умерли в пути, один — четвертый — в Обдорске. Пятый с трудом добрался до Архангельска и рассказал о случившейся трагедии.

В следующем 1925 году на Маре-Сале на смену умершим вновь выехало трое человек. Двое из них совершенно молодые. Сама радиостанция в очень плачевном состоянии, дом дал трещину и сильно разрушен и новой смене придется жить в бане, если во время выгрузки не сумеют починить главный дом. Зимовка должна быть более трудной — радио в этом году предположено не открывать: новая партия зимовщиков будет лишена даже последней возможности сноситься с внешним миром. На станции будут вестись лишь метеорологические наблюдения. Первые попытки старичка «Пахтусова» проникнуть в Карское море не увенчались успехом. Зимовщики вернулись обратно в Архангельск и на Маре-Сале попали лишь поздней осенью на более мощном ледоколе «Таймыр». Ввиду позднего времени во время выгрузки приходилось спешить. Дом кое-как починили, но часть продовольствия не успели во-время поднять наверх и оно было подмочено.»

источник

К счастью нам в этот приезд не довелось испытать суровость арктической зимы, но даже в конце августа, в общем-то, в летний сезон, одеваться приходилось так, как одевается условный житель средней полосы России глубокой холодной осенью.

В день прилета 30 августа после обеда спустился туман, поэтому основную фотосъемку и обследование территории пришлось перенести на следующий день. 

Зимой гости не особо балуют сотрудников полярной станции своими визитами, летом такие события случаются гораздо чаще. Но и в конце летнего сезона мы всё же немного «разбавили» обстановку на станции своим присутствием, где в целом каждый день похож на другой день, вокруг одни и те же лица и стены. Начальник станции Валерий Михайлович Губенко и его сотрудники встретили нас отличной ухой из омуля. 

Новый современный модуль метеостанции появился в 2007 году. Он оборудован всем необходимым для комфортного проживания и работы в суровых северных условиях. Есть даже микро-сауна. В отдельном помещении установлено оборудование для фиксации параметров окружающей среды, их обработки и регулярной передачи на «Большую землю» - сейчас уже с системой АМК. 

В здании генераторной сотрудниками станции оборудована теплица, где выращиваются томаты и огурцы.

Только ближе к вечеру нашей команде отвели три комнаты в отдельном здании 1956 года постройки. Комнату, где разместились мы с Эдуардом, сразу оборудовали под «радиорубку», в которой установили трансивер Icom IC-706MKIIG, КВ маяк WSPR 32, ноутбук с контрольным приемником ColibriNANO.

Вечерело. Уже в сумерках начали заниматься антенным хозяйством. Со второй попытки развернули антенну дипольного типа, соорудив мачтовую конструкцию из секций от военной мачты, найденной на территории станции – там этого добра в ассортименте. Первая попытка с привезённой с собой легкой 10-метровой телескопической мачтой (10m MINI от DX-Wire) обернулась неудачей из-за очень сильных порывов ветра, у самого берега Карского моря это нормальное явление. Ну и, конечно же, слишком тонкие последние колена этой мачты, которые не позволили добиться вертикальности и устойчивости верхней части. В будущем эту мачту будем использовать в доработанном варианте - мы с Эдуардом уже придумали, как именно. В следующих отчетах об этом будет рассказано более детально.

В процессе настройки антенны добились КСВ 1.02 на частоте 7.105 МГц.

Итак, включаем аппаратуру и … вот она первая связь: Виктор RN4HDS, первый корреспондент, краткий обмен информацией, традиционные «73!» и мы идём дальше вперёд. Нам позже корреспонденты сообщают, что нас было слышно уверенно громко. Но мы, к сожалению, уже слышим только меньшую часть из всех, отвечающих на наш вызов. Таким был наш вечер первого дня пребывания на полярной станции.

31 августа в радиоэфире  ГУХОР - мы никого не слышим. 

Магнитные и ионосферные «волнения» приводят к резкому ухудшению, а порой, и к полному прекращению прохождения и отсутствия связи на KB диапазонах с различной продолжительностью – на Севере это довольно ощутимо. В эту ночь люминесценция в верхних слоях атмосферы и нас накрыла своей «шапкой» - наблюдали Северное сияние.

Надежда была только на инновационный коротковолновый WSPR маяк, сигнал от которого может пробиться, когда на небе временно «приоткроется окошко».  И он нас не подвёл - наши сигналы с данными были приняты в самых отдалённых уголках нашей планеты. 

А мы весь день посвятили обходу территории для фото-видеосъемки и осмотру метеостанции и окрестностей, после обеда выдвинулись на территорию заброшенной воинской части в 5 километрах севернее метеостанции.

Фиксировалось в т.ч. характерное загрязнение береговой линии и русел ручьев ("ржавая вода/почва").

  

Недалеко от воинской части состоялась встреча с представителями коренного народа - ненцами. Оленевод Сергей Ильич Худи был очень рад гостям, а особенно своему старому знакомому Эдуарду Прудкому. В 2017 году, познакомившись с старейшиной рода Худи, Эдуард пообещал оленеводу привлечь внимание в людей в "Больших кабинетах" к экологической проблеме в этом районе и обязательно встретиться здесь же. Встреча прошла традиционно для Крайнего Севера - в дружеской обстановке, с беседами и чаем с морошковым вареньем. 

Интересные подробности про быт местных оленеводов можно найти в хронике этнографической экспедиции "Настоящие люди".

Общее состояние территории в части мусора весьма плачевное, что наглядно иллюстрируют фотографии:

Наших сил, как и сил сотрудников метеостанции, явно не хватит, чтобы убрать и правильно утилизировать все загрязнения на территории. 

В свободное время от основных дел и когда позволяло прохождение, мы были активны на диапазоне 40 метров. На других диапазонах не удалось выйти в эфир, так как часть оборудования нам не успели доставить в Воркуту в оговоренный ранее срок до вылета на полярную станцию. Пришлось довольствоваться тем, что взяли с собой изначально.

По основным делам мы будем продолжать прикладывать все возможные усилия, чтобы Арктика вновь стала чистой.

Человек должен стать настоящим хозяином, а не варваром-потребителем, разбрасывающим мусор везде, где бы он ни появлялся.

Конечно, грамотная очистка территории - процесс непростой и не быстрый. Для этого нужна и политическая воля, и межведомственное взаимодействие, и достаточная сплочённость, и необходимое количество "закваски" - людей, заинтересованных в том, чтобы оставить после себя невиданной красоты северные пейзажи, не оскверненные металлоломом и не отравленные вытекающими из брошенных бочек нефтепродуктами.

Официальные отчёты будут составлены представителями ведомств, принявшими участие в выезде комплексной комиссии. По завершению обработки всех данных, полученных в процессе работы комиссии в августе 2019 года, будет подготовлено комплексное заключение. Это заключение будет также основываться и на информации, полученной от специалистов ГКУ «Служба по охране биоресурсов ЯНАО», которые осенью 2018 года осуществили работы по обследованию указанной территории в районе мыса Марре-Сале в рамках проекта «Проведение оценки объектов накопленного вреда окружающей среде в Ямальском районе ЯНАО».

Используемое оборудование:

  • Трансивер: ICOM IC-706MKIIG;
  • Контрольный приёмник: ColibriNANO;
  • КВ маяк: WSPR 32;
  • Антенна: INV 40 m.

К сожалению, усилитель Expert 1,3 KF и антенну SAV 40-30-20 нам не успели вовремя передать.

Команда R3CG/8 выражает особые благодарности за моральную поддержку во время сеансов связи Виктору RN4HDS (Тольятти), Владимиру R8LA (Тюмень), Сергею RA0AY (Ачинск), Николаю R1ZCA (Заполярный), Ивану RZ3ED (Мценск).

Благодарим за поддержку всех участников на "Большой земле":

  • Главный консультант: Владимир Дубровин (ФГБУ "Гидроспецгеология").
  • Пилот: Виктор Слабодчиков UA3AKO.
  • APRS поддержка: Андрей Моргунов RZ3DHN.
  • Организационная поддержка: Игорь Знаменский UA9KDF и Игорь Кузнецов RT9K.
  • Техническая поддержка: Геннадий Шульгин RZ3CC, Александр Васильев UA3IQN и Василий Васильев RN6LHF.
  • Координация по теме WWFF: Виталий Кузьменко RN3ANT.
  • Информационная поддержка: Сергей Ильюхин R2AR.

73! Юрий Аммосов R2AXE/8

Действительный член Русского географического общества и международного клуба «Русский робинзон», яхтенный капитан.



Просмотров всего 1,547, сегодня 13 Обновлено 26.09.2019 19:48:03
Статью прислал - Юрий Аммосов R2AXE/8
Источник: http://www.rgo-pro.ru/
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 5.00 баллов на основе 64 мнений
Отлично
 64
100%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 0
0%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 0

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры