Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
РЭБ в войнах и вооруженных конфликтах. Часть II
Автор: Александр Толстов ака ak108u
Радиоэлектронная борьба в годы Второй мировой войны
В этом информационном массиве собраны и систематизированы материалы из открытых публикаций в прессе и сети Интернет о ведении радиоэлектронной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах со времени изобретения радио до наших дней. Информация предназначена для специалистов, но может представлять интерес для всех, кто интересуется военной историей. Сведения, содержащие государственную тайну отсутствуют.
Автор: А. Д. Рожков.
Источник: книга “Радиоэлектронная борьба в войнах и военных конфликтах”.
Радиоэлектронная борьба в боевых действиях и операциях Второй мировой войны, развязанной 1 сентября 1939 года немецко-фашистской Германией, отличалась непрерывным и упорным противоборством между силами и средствами радиоэлектронного подавления и защитой радиоэлектронных средств (РЭС) воюющих сторон. Причем если в Первую мировую войну радиопомехи только начали применяться для эпизодического нарушения радиосвязи между штабами соединений и объединений, то в данной войне они способствовали успеху ряда сражений в воздухе, на море и на сухопутных театрах военных действий (ТВД). Цели и способы ведения РЭБ на различных театрах войны имели характерные отличия, определяемые составом войск и особенностями боевых действий воюющих сторон. Если на Западно-Европейском ТВД она велась преимущественно для подавления работы средств радиолокации и радионавигации, используемых в системах противовоздушной обороны, военно-воздушных и военно-морских силах, то на советско-германском фронте главным образом с целью нарушения радиосвязи сухопутных войск и их взаимодействия с авиацией.
Радиоэлектронная борьба на Европейских театрах военных действий
В боевых действиях, развернувшихся в Западной Европе, радиоэлектронная борьба велась вооруженными силами Великобритании, США и Германии. Данные о радиоэлектронных средствах, необходимые для ее организации и ведения, добывались радиоразведкой, агентурой, аэрофотосъемкой и специальными разведывательными группами. Последние, кроме ведения радиоразведки, часто разрушали радиотехнические установки, захватывали документацию, отдельные детали, блоки, а иногда и целые станции. Захваченные материалы и аппаратура позволяли ученым ускорить разработку средств радиопомех.
Наиболее ценные сведения о РЭС добывала радиоразведка, проводившаяся вооруженными силами всех государств, принимавших участие в войне. Так, радиоразведка военно-морских сил Германии в 1940 г. вскрыла систему радиосвязи и расшифровала около 50% радиограмм британских ВМС. Германские ВВС занимались главным образом разведкой радиолокационных средств ПВО и ВМС союзников, особенно в период так называемого воздушного наступления на Великобританию, начавшегося 10 июля 1940 г. Сущность радиоэлектронной борьбы на Западном театре войны состояла в применении радиопомех в сочетании с поражением РЭС артиллерией, авиацией и ракетами. Основные ее усилия направлялись, в первую очередь, на обеспечение боевых действий авиации и сил флота. Стремясь дезорганизовать систему ПВО Великобритании, германская авиация в 1940 г. нанесла ряд ударов по РЛС, аэродромам, позициям зенитной артиллерии и командным пунктам. Места расположения, параметры излучаемых сигналов и режимы работы РЛС определялись самолетными средствами радиоразведки. Эти сведения использовались при нанесении авиационных ударов, а совместно с агентурными данными – при разработке средств радиопомех.
В сражениях между авиацией Германии и силами ПВО Великобритании в период с августа 1940 г. по май 1941 г. развернулась напряженная борьба в эфире, имевшая целью затруднить выход немецких бомбардировщиков к объектам и нанесение авиационных ударов. Во время ночных налетов на объекты Великобритании экипажи германских бомбардировщиков использовали для обеспечения навигации и наведения на цели средневолновые радиомаяки радионавигационной системы “Лоренц”, расположенные на захваченных территориях Франции, Бельгии и Голландии. Измеряя направление при помощи бортовых радиопеленгаторов на любые два радиомаяка, они определяли местоположение самолетов и затем выходили на объект бомбометания. Для затруднения ориентировки экипажей бомбардировщиков на территории Великобритании было установлено несколько мощных радио-ретрансляторов, которые принимали и пере-излучали сигналы радиомаяков. В результате экипажи самолетов определяли ложные пеленги вместо действительных и не могли выйти к намеченным объектам.
Тогда с августа 1940 г. германская авиация начала применять новую радионавигационную систему, состоящую из нескольких наземных радиомаяков и самолетной радиоприемной аппаратуры. Радиомаяки, имеющие узкие ДНА, излучали радиосигналы через 1 с. Сигналы наземных радиомаяков могли быть ориентированы в направлении на различные объекты на территории Великобритании, по которым планировались авиационные удары. Англичане, узнав о подготовке к применению этой системы, разработали способ радио-обмана путем излучения сигналов, аналогичных сигналам радионавигационной системы. Экипажи вражеских бомбардировщиков, принимая более мощные ложные сигналы, вели самолеты в сторону от цели и сбрасывали бомбы. Борьба англичан с указанной системой была настолько успешной, что германские летчики потеряли веру в надежность собственной системы и перестали пользоваться ею даже при отсутствии ложных сигналов.
С конца 1940 г. германская авиация начала использовать для вывода самолетов на цели мощные радиопередатчики, с помощью которых проводилась радио-пропаганда среди английского населения. Для этого перед каждым налетом авиации ширина ДНА излучения этих радиопередатчиков сужалась без перерыва радиопередачи. Германские бомбардировщики летели вдоль направления сигнала до пересечения его с сигналом другого такого же радиопередатчика и сбрасывали бомбы на Лондон. Когда англичане выяснили причину этих явлений, они разработали ретрансляторы, пере-излучавшие принятые сигналы при помощи всенаправленной антенны, и тем самым как бы “размывали” ДНА излучения германских радиовещательных станций. Второй радиопередатчик с остронаправленной ДНА “сдвигал” точки пересечения направленных радиосигналов с Лондона на пролив Ла-Манш, где экипажи германских бомбардировщиков часто сбрасывали авиабомбы.
По утверждению англичан, радио-дезинформация в сочетании с радиопомехами позволила значительно снизить эффективность ударов германской авиации по объектам Великобритании, в результате чего из каждых пяти сброшенных авиабомб только одна попала в цель.
Напряженное противоборство происходило между радиоразведкой и радиолокационными станциями ПЛ и противолодочных сил в 1940-1945 гг. Германские ПЛ вели борьбу с конвоями союзников, совершавшими переходы между Атлантическим побережьем США и Западной Европой. Они наводились на цели по радио с береговых пунктов управления по данным разведывательных самолетов или собственных РЛС. Защищая свои коммуникации, английские и американские ВМС провели операции по поиску ПЛ с помощью наземных, самолетных и корабельных средств, а также радиопеленгаторных постов, расположенных на территории США, Великобритании, Гренландии, на Азорских и других островах Атлантического океана. С помощью этих средств союзники обнаружили, запеленговали и затем потопили многие германские ПЛ и НК. Кроме того, пользуясь данными радиоразведки, союзники часто изменяли курс конвоев при обнаружении вражеских ПЛ.
Однако, несмотря на принятые союзниками меры, ПЛ немцев продолжали наносить ощутимые потери их конвоям. Тогда англичане, стараясь повысить вероятность обнаружения ПЛ, в начале 1942 г. установили на противолодочные самолеты и сторожевые корабли РЛС 50-ти сантиметрового диапазона волн. Самолеты морской авиации США оборудовались станциями ASE (рабочая частота 176 МГц). Эти РЛС позволяли в любых условиях видимости обнаруживать германские ПЛ, как только они всплывали на поверхность, и наносить по ним удары. Это лишило ПЛ основного их тактического преимущества – скрытности действия и внезапности нападения. В результате потери ПЛ начали быстро расти. Стараясь скрыть ПЛ от радиолокационного обнаружения, немцы в 1942 г. установили на них радио-разведывательные приемники, принимавшие радиолокационные сигналы задолго до того, как самолетные РЛС обнаруживали лодки, и последние успевали незамеченными скрываться под водой. Кроме того, радио-разведывательные приемники позволяли ПЛ обнаруживать по радиолокационному излучению и затем атаковать корабли конвоев союзников.
Весной 1943 г. на английские и американские противолодочные самолеты стали устанавливать усовершенствованные РЛС сантиметрового диапазона. Радио-разведывательные приемники ПЛ не могли принимать сигналы этих станций. В результате их потери возросли с 13 до 30 % от количества лодок, находившихся в море (только в мае 1943 г. Германия потеряла 39 ПЛ).
Командование германского флота пыталось определить, каким способом, авиация союзников обнаруживает ПЛ. Экипажи последних сообщали, что они не наблюдали излучений РЛС во время атак самолетов. Поэтому немцы предполагали, что на противолодочных самолетах союзников применялась не радиолокационная, а инфракрасная техника, и развернули работы по созданию средств обнаружения инфракрасного излучения.
В июле-августе действия противолодочных сил на англо-американских морских коммуникациях в Атлантике вновь активизировались. Поэтому потери германских ПЛ возросли, а потери кораблей союзников снизились. ПЛ демаскировало излучение гетеродина радио-разведывательного приемника “Метокс”, поэтому экипажи перестали им пользоваться. Немцы вынуждены были заменить его детекторным радиоприемником, работающим в диапазоне от 75 до 300 см. Однако он не мог обнаруживать излучений РЛС патрульных самолетов союзников. Только в марте 1943 г. после обнаружения на английском самолете, сбитом под Роттердамом, РЛС H-2S немцы узнали, что на противолодочных самолетах применяются станции 10-сантиметрового диапазона волн. Имея эти данные, германские инженеры в середине 1943 г. разработали и к осени установили на ПЛ новый радио-разведывательный приемник “Наксос” (длина волны 9-12 см) с остронаправленной антенной. Принимая радиоизлучения на расстоянии, несколько превышающем дальность действия РЛС, этот приемник позволил ПЛ во многих случаях избежать обнаружения и атак противолодочных сил. Чтобы затруднить экипажам ПЛ обнаружение самолетов по радиолокационному излучению, некоторые английские летчики перестали пользоваться РЛС или отворачивали их антенны в сторону при первой засечке ПЛ. Вместо них союзники в конце 1943 г. установили на самолетах РЛС трех-сантиметрового диапазона волн. Но немцы в начале 1944 г., обнаружив эту станцию в обломках самолета, сбитого над Берлином, сконструировали и установили на ПЛ радиоприемник “Тунис” трех-сантиметрового диапазона. Одновременно германские ПЛ оборудовались РЛС сантиметрового диапазона. Американцы создали самолетный радио-разведывательный приемник трех-сантиметрового диапазона, но и он не смог обнаружить радиолокационные сигналы ПЛ. Как выяснилось в конце войны, ПЛ не включали их из-за боязни обнаружения радиоразведкой союзников.
Подводные лодки скрывались от радиолокационной разведки, находясь большую часть времени в погруженном положении, благодаря применению шнорхелей – устройств, обеспечивающих подачу воздуха из атмосферы и работу дизелей при плавании под перископом. Однако английские РЛС сантиметрового диапазона обнаруживали шнорхели. Пытаясь скрыть ПЛ от радиолокационного обнаружения, немцы в 1944 г. начали покрывать шнорхели и перископы РПМ, поглощающими до 80% энергии падающих ЭМВ, в результате чего дальность радиолокационного наблюдения ПЛ снизилась в несколько раз. Кроме того, они применяли радиолокационные цели “Афродита”, представляющие собой пустотелый баллон, к которому прикреплялись уголковые радиоотражатели, покрытые оловянной фольгой. Ложные радиолокационные цели отвлекали английские и американские патрульные самолеты и корабли, вооруженные поисковыми РЛС. В результате их применения многие ПЛ сумели избежать обнаружения и уйти от преследования противолодочных сил.
Английская авиация вела интенсивную радиоразведку и при действии по объектам Германии для выявления параметров и местоположения РЛС, применяемых в системе ПВО противника для наведения зенитной артиллерии и истребительной авиации. Используя данные радиоразведки, англичане летом 1943 г. разработали и установили на бомбардировщиках радиоприемники, предназначенные для обнаружения радиолокационных сигналов и предупреждения экипажей о подходе истребителей. Германские летчики, узнав об этом, стали ограничивать применение РЛС. К октябрю 1943 г. немцы разработали и установили на истребителях новую станцию перехвата и прицеливания “Лихтенштейн” SN-2 с дальностью действия 6400 м. В этот же период для обнаружения сигналов радиолокационных бомбо-прицелов и станций защиты хвоста бомбардировщиков на истребителях начали применяться новые радио-разведывательные приемники типа “Фленсбург”. Истребители, оборудованные обнаружительными радиоприемниками и РЛС, наносили ощутимый ущерб авиации союзников. Только в течение одной ночи, с 30 на 31 марта 1944 г., они сбили 94 бомбардировщика союзников из 795, участвовавших в налете на Нюрнберг.
Вооруженные силы Великобритании вели радиоразведку и на Средиземноморском ТВД в период боевых действий против Италии, вступившей в войну на стороне Германии 10 июня 1940 г. Направляя суда с войсками и боеприпасами в Африку для немецкой армии, итальянцы сообщали по радио шифром своему военному командованию в Ливии маршрут, пункты и время прибытия судов. Английская радиоразведка, получив через агентуру ключ к шифру, систематически расшифровывала радиограммы. Английские корабли, имея данные радиоперехвата, находили и топили итальянские суда.
Для повышения возможностей радиоразведки группа английских ученых-акустиков разработала способ распознавания радиостанций по голосам радистов, которые предварительно записывались и затем анализировались. Обнаружение радиоразведкой “знакомого” голоса радиста и пеленгование корабельных радиостанций позволяло определять местоположение радиостанций и обслуживаемых ими штабов или кораблей.
С лета 1943 года авиация союзников стала применять вначале пассивные, а затем и активные радиопомехи для преодоления системы ПВО Германии, в составе которой имелись РЛС обнаружения воздушных целей, наведения истребителей и управления огнем батарей зенитной артиллерии. Стараясь снизить эффективность зенитной артиллерии, экипажи английских бомбардировщиков в ночь с 23 на 24 июля 1943 г. во время налета на Гамбург впервые применили пассивные помехи РЛС ПВО путем выбрасывания лент из алюминиевой фольги. В течение полета они сбросили с самолетов несколько тысяч пачек по 2000 лент в каждой. В пачки укладывались ленты длиной 22,4 и 29,3 см, использование которых обеспечивало создание помех работе РЛС орудийной наводки «Вюрцбург» и РЛС наведения истребителей в диапазоне от 250 до 600 МГц. Запас лент каждого бомбардировщика позволял скрывать самолеты от радиолокационного обнаружения на маршруте протяженностью до 500 км.
В условиях воздействия пассивных радиопомех операторы РЛС не могли обнаружить воздушные цели, управлять огнем зенитной артиллерии и действиями истребителей. Часто операторы РЛС наводили истребители и зенитной артиллерии не на самолеты, а на ложные цели, имитированные отражателями. Для изматывания системы ПВО авиация союзников иногда имитировала пассивными радиопомехами ложные налеты на отвлекающих направлениях. Для введения в заблуждение расчетов РЛС и усложнения воздушной обстановки англо-американская авиация кроме пассивных помех применяла металлические сети, буксируемые самолетами, по которым зенитная артиллерия часто открывала огонь. Комплексное применение помех и мероприятий по усложнению воздушной обстановки привело к уменьшению потерь ударной авиации примерно в 2-3 раза.
В 1943 г. авиация союзников наряду с пассивными начала создавать активные радиопомехи. Впервые активные помехи против РЛС американская авиация применила при налетах на г. Бремен в октябре 1943 г. Они создавались передатчиками помех типа “Карпет”, имевших мощность от 6 (AN/АРТ-1) до 15 (AN/АРТ-2) Вт на частотах 90-220 и 450-720 МГц. В октябре 1943 г. передатчики помех были установлены на самолетах двух американских бомбардировочных авиаполков. Но уже к концу года они имелись на всех бомбардировщиках В-27 и В-24 “Либерейтор” 8-й и 15-й американских воздушных армий, действовавших в Западной Европе. Их рабочий диапазон частот в последующем был расширен до 4000 МГц, а мощность увеличена от 25 (AN/АРТ-9) до 30 (AN/АРТ-10) Вт. Учитывая высокую эффективность подавления РЛС, средства создания радиопомех к концу войны были установлены на всех американских и на 10 % английских бомбардировщиков. Кроме того, для защиты групп самолетов англичане оборудовали специальные самолеты-постановщики помех.
Наибольший эффект в подавлении РЛС достигался при одновременном создании активных и пассивных радиопомех. Потери самолетов, совершавших налеты под защитой комбинированных помех, уменьшались не менее чем в 2 раза по сравнению с потерями самолетов, не оборудованных такими средствами. Эффективность германской ПВО в условиях радиопомех снизилась примерно на 75%. Чтобы сбить один самолет, защищаемый радиопомехами, требовалось произвести около 3000 выстрелов зенитной артиллерии, тогда как для поражения самолетов, не прикрытых радиопомехами, затрачивалось не более 800 снарядов. Радиопомехи применялись союзниками для подавления не только наземных, но и самолетных РЭС. Так, англичане создавали помехи радиосвязи наведения истребителей, затруднявшие летчикам германских истребителей ведение радиопереговоров и прием команд наведения. Одновременно с созданием радиопомех летчикам истребителей подавались ложные команды наведения.
В конце 1943 г. экипажи английских бомбардировщиков начали создавать пассивные и активные помехи РЛС истребителей. Вследствие этого потери бомбардировщиков, создававших радиопомехи, несколько снизились. Но в ряде случаев летчики самолетов-истребителей использовали излучения передатчиков радиопомех для выхода на бомбардировщики. Тогда англичане с июня 1944 г. стали создавать помехи РЛС германских ночных истребителей при помощи мощного наземного передатчика радиопомех AN/MPQ-1 “Туба” американского производства, установленного на южном побережье Британских островов. Создаваемые помехи засвечивали экраны станций перехвата и прицеливания и затрудняли действия вражеских истребителей по английским бомбардировщикам. Передатчики “Туба” успешно действовали и против наземных РЛС, установленных вблизи побережья пролива Ла-Манш, скрывая радиопомехами английские корабли и самолеты.
Немалую роль РЭБ сыграла в десантных операциях войск антигитлеровской коалиции в Европе. Союзниками при подготовке и в ходе десантных операций проводились тщательно спланированные мероприятия по дезинформации, отвлекающим действиям, подавлению радиопомехами и поражению РЛС. В крупных операциях воздушные десанты, выбрасываемые перед высадкой морских десантов, наряду с нанесением ударов по объектам тыла, аэродромам противника, уничтожением узлов сопротивления и другими диверсионными действиями, выводили из строя центры управления, узлы связи и радиолокационные станции.
В период высадки десантов, как правило, подавлялись помехами радиосвязь и РЛС. Так, на Средиземноморском ТВД при вторжении англо-американских войск на остров Сицилия и Апеннинский п-ов проводились операции по дезорганизации радиолокационной системы итало-германских войск. За неделю до высадки десанта на остров Сицилия в июле 1943 г. авиация и флот союзников нанесли ряд ударов по разведанным РЛС на островах Сардиния и Сицилия. В ходе высадки морского десанта уцелевшие РЛС подавлялись самолетными и корабельными средствами радиопомех и не могли наблюдать движение десантных кораблей и самолетов поддержки.
Опыт ведения РЭБ, накопленный в предыдущих десантных операциях, главным образом на Средиземноморском ТВД и в боевых действиях ВВС был использован при вторжении англо-американских войск из Великобритании через Ла-Манш во Францию в июне 1944 г. Выбрав район высадки экспедиционных войск в Нормандии, на участке между Шербуром и Гавром, вблизи устья р. Сена, верховное командование союзников стремилось убедить германское руководство в том, что десант будет высажен в районе Кале через пролив Па-де-Кале.
Важнейшей составной частью плана обмана немцев, разработанного в ноябре 1943 г., явилась дезорганизация радиолокационной системы Германии в районе высадки союзных войск. Немцы на севере Франции сконцентрировали большое количество РЛС, обеспечивавших обнаружение самолетов, кораблей, управление огнем зенитной, береговой и корабельной артиллерии, а также наведение самолетов-истребителей. На удалении от 60 до 150 км друг от друга было развернуто несколько десятков радиолокационных постов, которые состояли из одной-трех РЛС “Фрейя”, двух “Большой Вюрцбург” и одной “Вассерман”. Всего на территории Германии имелось около 200 радиолокационных постов. РЛС использовали также многие немецкие самолеты. Союзное командование считало, что в создавшихся условиях только дезорганизацией радиолокационной системы в районе высадки можно помешать германским войскам обнаруживать воздушные и морские цели, а также управлять авиацией, зенитной, береговой и корабельной артиллерией. Планом, разработанным союзным командованием на операцию, предусматривалось уничтожить разведанные РЛС, а уцелевшие подавить активными и пассивными радиопомехами. Для создания активных помех союзники использовали около 700 самолетных, корабельных и автомобильных передатчика помех. Пассивные помехи создавались выбрасыванием дипольных отражателей с самолетов постановщиков помех и с боевых самолетов, а также снарядами корабельных орудий и ракетами.
Во время подготовки операции союзники обнаружили средствами радиоразведки и аэрофотосъемки местоположение большинства германских РЛС и за неделю до высадки экспедиционных войск подвергли их интенсивной бомбардировке. Непосредственно перед вторжением по 42 радиолокационным постам были нанесены авиационные и артиллерийские удары с расходом около 5000 авиабомб, артиллерийских снарядов и ракет. В нанесении ударов участвовали американские и английские бомбардировщики, а также линкоры, крейсера, миноносцы и десантные суда, оборудованные ракетными установками. В результате этих ударов было выведено из строя 80% обнаруженных РЛС. Лишь на северо-восточном побережье Франции специально было оставлено несколько неповрежденных станций, чтобы они могли наблюдать движение ВМС и полеты авиации на отвлекающем направлении для создания более правдоподобного впечатления о движении десанта на Кале. Для подавления уцелевших станций и обмана германского военного руководства относительно истинного места высадки союзных войск американские и английские самолеты в ночь на 6 июня, накануне дня вторжения, непрерывно выбрасывали над проливом Па-де-Кале пачки дипольных отражателей, многочисленные отметки которых на экранах РЛС создавали впечатление массированного налета самолетов в направлении на Кале. Истребители немцев несколько раз вылетали на перехват ложных целей, имитируемых отражателями. Во время таких вылетов союзники создавали помехи радиосвязи наведения германских истребителей.
Рано утром в день вторжения, в то время, когда флот с войсками приближался к Нормандии, в район Кале направлялись корабли и самолеты, имитировавшие движение главного десанта из района Дувр на Кале. Большинство из них создавали активные и пассивные радиопомехи. Кроме того, из различных районов к французскому побережью шли катера, оборудованные уголковыми отражателями. Многие из них буксировали на тросах аэростаты заграждения, покрытые алюминиевой краской. Сигналы, отраженные от этих объектов, наблюдались на экранах индикаторов РЛС как большие боевые корабли или транспорты. Над кораблями патрулировали самолеты, создававшие пассивные радиопомехи, сбрасывая дипольные отражатели. Аналогичные отражатели выстреливались корабельными орудиями и ракетами, запускаемыми с пусковых установок, имевших по шесть направляющих длиной 2-3 м. В каждой ракете размещалось около 70 тыс. металлизированных лент длиной от 13 до 400 мм. Ракеты с помощью дистанционного взрывателя разрывались на вершине траектории полета (высота 650-800 м, дальность 1600-1800 м). Одновременно в районе Булонь самолеты выбросили манекены парашютистов и пачки металлизированных лент, принятые немцами за воздушный десант. Демонстрация на отвлекающем направлении продолжалась около 4 ч. Обманные действия создали впечатление движения в район Булонь, Кале большого количества морских и воздушных сил. Поэтому немцы считали, что именно в этом районе начнется вторжение главных сил союзников.
На направлении высадки главного десанта 20 английских самолетов создавали активные помехи уцелевшим РЛС. Многие самолеты сбрасывали на воду дымовые шашки, затруднявшие визуальное наблюдение десанта. В результате проведения перечисленных мер радиолокационная система в районе вторжения была полностью парализована. Для нарушения системы связи немцев американские и английские тяжелые бомбардировщики в ночь на 6 июня нанесли удары по узлам связи в районе высадки. С этой же целью выброшенные с самолетов воздушные десанты разрушали проводные линии связи.
Английская секретная служба и различные меры дезинформации, проводимые союзниками, также способствовали введению в заблуждение германского командования относительно района вторжения. Англичане, например, в течение 1943 г. осуществляли дезинформирующие передачи по радио, в которых сообщалось о готовящейся высадке англо-американских войск то на севере, то в центре, то на юге Франции. Поверив в реальность отвлекающих мероприятий, фашистское верховное командование главные резервы держало в готовности ввести в действие на направлении Булонь, Кале. В районе же вторжения главных сил в Нормандии оно не приняло серьезных мер к организации борьбы с высадившимся десантом.
Благодаря дезорганизации радиолокационной системы десантные корабли, пересекавшие Ла-Манш, не были обнаружены и не подверглись ударам ни самолетов, ни кораблей. Береговая артиллерия также не могла вести прицельный огонь, так как РЛС береговой обороны были разрушены или подавлены радиопомехами. Она сумела потопить только шесть кораблей из двух тысяч непосредственно участвовавших в десантировании войск. Небольшие потери понесла и авиация союзников. Из 105 самолетов-постановщиков помех, обеспечивавших действия авиации союзников, было потеряно всего три.
В 1944 г. американцы после выявления средствами радиоразведки параметров сигналов систем наведения ракет создали передатчик радиопомех АРК-8 мощностью около 1 кВт. Этими передатчиками были оборудованы 14 американских кораблей, принимавших участие в десантной операции в Нормандии в нюне 1944 г., а затем на юге Франции.
Сущность радиоэлектронной борьбы в вооруженных силах фашистской Германии заключалась в создании радиопомех и проведении радиолокационной маскировки стационарных объектов. Основные ее усилия были направлены на обеспечение действий своей авиации и снижение эффективности авиационных ударов союзников. Впервые они применили радиопомехи в 1942 г. В ночь на 12 февраля немцы создали активные радиопомехи английским РЛС, расположенным на южном побережье Британских о-вов. Операторы РЛС считали, что в станциях возникли неисправности, и пытались их устранить. Пользуясь растерянностью англичан, германские линкоры “Шарнхорст”, “Гнейзенау” и тяжелый крейсер “Принц Эйген” вышли из французской военно-морской базы Брест, захваченной немцами в 1940 г., и ушли через Ла-Манш в Северное море, избежав уничтожения английским флотом, блокировавшим базу с марта 1941 г.
В августе 1943 г. германская авиация начала применять пассивные помехи радиолокационным станциям союзников для обеспечения налетов на объекты Великобритании и на корабли у берегов Нормандии. Пассивные помехи создавались экипажами самолетов выбрасыванием вручную пачек станиолевых лент с интервалом 5-10 с, в результате чего РЛС английской системы ПВО не могли с достаточной точностью наводить самолеты истребительной авиации на воздушные цели.
Радиопомехи, создаваемые немцами с конца 1942 г., значительно снизили дальность действия английской разностно-дальномерной радионавигационной системы “Джи”, работавшей в диапазоне 20-85 МГц. Английские ВВС применяли эту систему для обеспечения навигации, выхода в район цели и нанесения ударов самолетами при бомбардировках объектов Рура. В условиях радиопомех ее дальность действия снижалась с 400-600 до 150-160 км, и она не могла обеспечить достаточную точность выхода самолетов на цель. Поэтому английская авиация, начиная с января 1943 г. при налетах на объекты Германии применяла трехсантиметровые радиолокационные бомбардировочные прицелы H-2S, позволившие значительно повысить точность бомбометания. В 1944-1945 гг. примерно 75% налетов авиации союзников совершалось с применением радиолокационных бомбоприцелов, особенно при наличии в районе объектов – озер и рек, которые хорошо наблюдались на экранах РЛС. Самолеты, оборудованные РЛС, обычно совершали полет впереди ударных групп, отыскивали цели и отмечали их осветительными авиабомбами.
Пытаясь защитить объекты страны от ударов авиации союзников, немцы в 1944 г. начали разработку средств активных и пассивных радиопомех самолетным РЛС. Разработанные в Германии наземные станции создавали маскирующие и дезинформирующие ответные радиопомехи. В сочетании с активными немцы применили и пассивные радиопомехи для скрытия от радиолокационного обнаружения важных объектов и снижения точности бомбометания самолетами, оборудованными радиолокационными бомбоприцелами. Для этой цели использовались уголковые радиоотражатели с размерами граней, достигающими нескольких метров. Так, например, для “подравнивания” радиолокационного изображения аэродромов и городских строений в Берлине под фон окружающей местности устанавливались радиоотражатели из проволочной сетки размером 10х10 м.
Уголковыми отражателями в сочетании с ложными сооружениями с 1942 г. немцы старались замаскировать от радиолокационного и визуального обнаружения Гамбургскую гавань. Для этого в ней на плотах были сооружены ложные дома, хорошо сочетающиеся с общим видом окраины города. Был также построен ложный мост через залив. Эти мероприятия обеспечили защиту от ударов авиации портовых сооружений.
Для скрытия озер от обнаружения самолетными РЛС вначале применялись радиоотражатели с двумя вертикальными отражающими плоскостями, установленными на плавающей деревянной крестовине. Третьей отражающей плоскостью служила водная поверхность. Их применение вызывало на экранах РЛС устойчивые светлые отметки, подобные отметкам наземных объектов.
Учитывая то, что экипажи самолетов производили бомбометание по радиолокационному изображению не только самих объектов, но и различных ориентиров вокруг них, требовалось замаскировать наряду с объектами многие радиолокационные ориентиры, а также создать ложные объекты. Уголковыми отражателями скрывались от радиолокационного обнаружения озера Вайсензее и Мюгельзее, используемые авиацией в качестве ориентиров при ночных налетах на Берлин. Отмечены даже случаи нанесения авиационных ударов по ложным объектам, имитируемым уголковыми отражателями. Радиолокационная маскировка проводилась для скрытия шлюзов, плотин, портовых сооружений, гидроэлектростанций и отдельных городов Германии. В целом проведение мероприятий по радиолокационной маскировке военных объектов Германии позволило скрыть истинные и имитировать ложные наземные цели и снизить возможность нанесения по ним авиационных ударов.
Продолжение следует…
Просмотров всего 11,837, сегодня 3 |
Обновлено 06.03.2018 11:56:17 Статью прислал - Источник: http://trcvr.ru/2017/08 ... оруженных-конфликтах-2/ |
Отредактировать текст этой статьи? Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |