HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Новости > Клуб "Пятый Океан" приглашает - дни активности к 105-летию Бориса Феоктистовича Сафонова 22-30 августа 2020

поставить закладку

Клуб "Пятый Океан" приглашает - дни активности к 105-летию Бориса Феоктистовича Сафонова 22-30 августа 2020

21.08.2020 12:36:02
Источник:


Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с Международный клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 22.08.2020 г. по 30.08.2020 г. проводит дни активности, посвященные 105-летию со дня рождения Бориса Феоктистовича Сафонова, лётчика-истребителя морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота, первого дважды Героя Советского Союза.

Сафонов Борис Феоктистович (26.08.1915 — 30.05.1942) — лётчик-истребитель морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота. Он первый из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне, лучший советский ас 1941-1942 г.г.

Родился в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области, 26 августа 1915 г. в крестьянской семье. Русский.

Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу ФЗУ, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, которая впоследствии была переименована в Тульский аэроклуб. Именно там формировались необходимые для пилота качества — самостоятельность, уверенность в своих силах, выдержка и дисциплинированность. Сафонов попал в группу инструктора Валентины Степановны Гризодубовой, ставшей впоследствии Героем Советского Союза и вписавшей немало славных страниц в историю советской авиации.

Впервые Борис взялся за ручку самолета У-2 и на разборе удостоился похвалы инструктора: «Молодец!» Одним из первых Борис Сафонов вылетел самостоятельно — удивляться этому не приходится: сама незаурядная летчица, Валентина Степановна заметила в Борисе то, что называется талантом.

В августе 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов направился учиться в 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова (Кача).

После окончания школы в ноябре 1934 года, в девятнадцать лет, Борис Сафонов стал летчиком-истребителем. По технике пилотирования, воздушной стрельбе и знанию материальной части Сафонов получил высшую оценку. Кроме того, в характеристике было отмечено, что он обладает быстрой реакцией в воздухе, находчив, сообразителен и в достаточной степени инициативен. Пожалуй, несколько слов из этой характеристики передают всю сущность летного характера Сафонова: «Любит воздушный бой». Сафонов был зачислен лётчиком в 7-ю отдельную авиационную эскадрилью им. Дзержинского 2-й авиабригады Белорусского военного округа (позднее — 106-я истребительная авиаэскадрилья им. Дзержинского, а затем 15-й истребительный авиаполк им. Ф. Э. Дзержинского). Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, Сафонов сразу же записался на Север и в конце декабря 1939 года в составе 2-й авиаэскадрильи 15-го ИАП прибыл на Северный флот. Эскадрилья вошла в состав недавно сформированного 72-го смешанного авиационного полка ВВС СФ, где молодой лейтенант Сафонов был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис.

Стремление улучшить качество пилотирования самолётов и меткость стрельбы, размышления над тактикой действий истребителей позволили Сафонову ещё перед войной выработать основные правила воздушного боя. Он, например, уже тогда считал лучшей истребительной единицей — пару самолётов, а звено должно состоять из четырех самолетов. Последующие бои Великой Отечественной войны показали, насколько был прав Сафонов.

Великую Отечественную войну Б.Ф. Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка Северного флота, в котором ни одно боевое задание не выполнялось без непосредственного участия её командира. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах, Сафонов совершил 109 боевых вылетов, и сбил 17 самолетов противника). На левом борту фюзеляжа своего И-16 (бортовой № 11), Сафонов Б.Ф. вывел крупными буквами — «За Сталина!», а на правом — «Смерть фашистам!».

Свою первую победу Сафонов одержал вечером 24 Июня 1941 года. Вылетев на своем И-16 на перехват разведывательного Ju-88 (опознанного как Не-111), он после долгой погони атаковал его и сбил. Это был первый немецкий самолёт, сбитый лётчиками североморской авиации.

В воздухе для Сафонова не было мелочей — всё было подчинено достижению победы. Для сокращения времени взлета по тревоге он даже срезал пряжки со шлема, пришив вместо них кнопки от парашютных ранцев, и то же самое заставил сделать своих товарищей. В небе он никогда не летал по прямой. Его юркий И-16 то уходил вниз, лавируя между сопками, то круто взмывал вверх. Такие же пируэты приходилось выписывать и его ведомым. С каждым боем он продолжал совершенствовать истребительную тактику. Его группа, как правило, делилась на две части, одна из которых атаковала бомбардировщики, а другая связывала боем вражеские истребители.

14 июля 1941 года Борис Сафонов получил первую награду — орден Красного Знамени. К 28 августа на счету капитана Сафонова было уже 10 побед, и его представили к званию Героя Советского Союза. Среди сбитых им были: He-111, 5 Ju-88, 2 Hs-126, Ju-87 и Bf-109.

15 сентября 1941 года семерка истребителей под его командованием, вступает в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожает 13 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбивает 3 самолёта (Bf-110, Ju-87 и Hs-126).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, командиру эскадрильи 72-го сап ВВС Северного флота капитану Б.Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 533).

К моменту опубликования данного Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету её командира.

В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась «сафоновская эскадрилья», обосновались английские лётчики 151 авиакрыла Королевских ВВС Великобритании на истребителях «Харрикейн». Отличная лётная подготовка позволила Сафонову первым на Северном флоте освоить новый истребитель всего после дня его изучения вместе с британским комэском Миллером. А спустя всего 10 дней эти машины освоили и другие лётчики эскадрильи. Англичанин Хуберт Гриффит вспоминал позднее:

«Это был более чем способный пилот, выдающийся стрелок, как позднее выяснилось в соревнованиях по стрельбе из пистолета. Сафонов был типичным русским, коренастым, солидным, методичным и неторопливым… Когда Сафонов взлетел на «Харрикейне», всё перед этим проверив, он продемонстрировал прямой взлет, набрал высоту 1500 футов и начал первый разворот. Его посадка была соответствующей — сделал 2 или 3 аккуратных круга и показательно приземлился…»

Почерк аса к тому времени стал вполне определенным: по возможности неожиданное и скрытое сближение с противником, затем атака на максимальной скорости и открытие прицельного огня по кабине или жизненно важным агрегатам самолета с дистанции не более 100 метров. «Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение — главные качества летчика-истребителя», — считал Сафонов.

24 октября 1941 г. майор Сафонов Б.Ф. был назначен командиром нового 78-го ИАП СФ. Командующий ВВС наделил Сафонова правом подбирать летчиков по собственному усмотрению. В полк были направлены 8 бывших инструкторов, имевших хорошую летную подготовку. Вооружение полка составили 27 «Харрикейнов».

Он увеличивает счёт сбитых вражеских самолетов, и за один месяц — с 22 декабря 1941 года по 22 января 1942 года награждается вторым и третьим орденами Красного Знамени.

Командирские обязанности внесли существенные коррективы в его фронтовую жизнь. Летать на задания приходилось меньше, посвящая время планированию воздушных операций и тщательному руководству ими. Особенное внимание уделяет он воспитанию молодых летчиков; зачастую сам вылетает с ними на боевое задание. Среди тех, кто обязан своим становлением Сафонову, известные асы Н. Бокий, В. Покровский, П. Климов, П. Орлов, З. Сорокин, П. Сгибнев, Н. Диденко (13 из них — Герои СССР).

В марте 1942 г. Сафонов вместе с А. Коваленко, А. Кухаренко и Т. Тумановым были награждены английским орденом «Ди-Эф-Си» — «Крестом за Летные Заслуги».

20 марта 1942 года подполковника Б.Ф. Сафонова назначают командиром полка, в составе которого начинал воевать, полк к тому времени стал гвардейским — 2-м гвардейским смешанным авиаполком ВВС СФ, и Сафонов принял его гвардейское знамя. Он меньше летает, отдавая много времени руководству боевой деятельности части и организационно-хозяйственным делам. Полк стал вооружаться американскими самолетами «Киттихаук» Р-40. Командир полка первым освоил новый истребитель.

Свой последний — 224-й боевой вылет гвардии подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. В налете на караван участвовали сорок пять «Юнкерсов», прикрываемых «Мессершмиттами».

В десятом часу четверка «Киттихаук» пилотируемые отважными североморцами поднялась в майское хмурое небо. Истребители американского производства фирмы Кертис P-40 «Киттихаук», не были приспособлены для эксплуатации в суровых условиях Заполярья — их двигатели часто выходили из строя. Неполадки случились и в этом вылете. Ведомый Сафонова А. Кухаренко из-за перебоев в работе мотора был вынужден вскоре после взлета возвратиться назад…

На подходе к каравану группа Сафонова встретила 6 немецких бомбардировщиков Ju-88 и, преследуя их, разделилась. Сафонов остался один. Вскоре после начала боя он передал в эфир: «Одного сбил». Через минуту-две последовало новое сообщение: «Двух рубанул! Бью третьего… Есть третий!». Еще минуту спустя: «Прикройте с хвоста!.. Мотор!». Это были последние слова гвардии подполковника Бориса Сафонова.

По приказу Командующего флотом на проходящих мимо места гибели гвардии подполковника Сафонова на военных кораблях приспускают флаг, и личный состав, свободный от вахт, отдает долг памяти прославленному летчику-североморцу дважды Герою Советского Союза Борису Сафонову.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Сафонов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». К этому высокому званию он был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета.

Сафонов не прожил и 27 лет, провоевал менее года, половину этого срока в должности командира полка, при этом около месяца проболел и находился в госпитале. Он сражался на машинах, в техническом плане существенно уступавших самолетам противника, ему не довелось оценить боевой мощи «Лавочкиных», «Яков», но он был первым из советских лётчиков, кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету 20 самолетов противника уничтоженных лично, и еще 5 в групповых боях (есть свидетельства, что лично уничтоженных самолетов у Сафонова было больше, до 30 шт.).

Боевые заслуги Б.Ф. Сафонова воплотились не только в уничтоженные им самолеты противника. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота. 15 июня 1942 года 2-му гвардейскому САП ВВС СФ было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова.

Кроме двух награждений «Золотой звездой», Сафонов Б.Ф. награждён орденом Ленина (16.09.1941 г.), 3 орденами Красного Знамени (14.07.1941 г., 22.12.1941 г., 22.01.1942 г.) и высшей авиационной наградой Великобритании — орденом «Ди-Эф-Си» — «Большой серебряный крест» (19.03.1942).

26 августа 2020 года день рождения Бориса Феоктистовича Сафонова отмечается в 105-й раз.

Отдавая дань памяти и уважения, мужеству и героизму знаменитого лётчика-истребителя морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота, первого дважды Героя Советского Союза, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 22.08.2020 г. по 30.08.2020 г., учрежден диплом «Бесстрашный Сокол Севера», посвященный этому событию.

Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.

Условия выполнения диплома «Бесстрашный Сокол Севера».

Связи на диплом засчитываются с 22 августа 2020 года по 31.12.2020 года.

Необходимое число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома - 105.

Порядок начисления очков:
  • За QSO/SWL с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», работающими позывным …/AM – 7 очков;
  • За QSO/SWL с коллективной радиостанцией клуба «Пятый Океан», RY1Y – 7 очков;
  • За QSO/SWL с почетными членами клуба «Пятый Океан»: U4MIR, R2DAV, R5DU, RA3YV, RV3D, RV3YR, RA4AO, RA6F, UA1ZZ, UA3DJ, LZ1HM, LZ1ZF – 5 очков;
  • За QSO/SWL с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» - 3 очка;
  • За проведение QSO/SWL с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» на УКВ и диапазоне 160 м добавляются 1 очко к выше перечисленным;
  • За 1 QSO/SWL с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» через ИСЗ или ЕМЕ выдается диплом.
Множитель для соискателей, в зависимости от Регионов:
  • Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Грузия, Армения, Азербайджан – 1;
  • Европа (кроме перечисленный стран) – 2;
  • Азия, включая радиолюбителей России из 19 зоны (кроме перечисленный стран) – 3;
  • Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида – 5.
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения.

Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT64, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.

В дни активности радиолюбителей клуба «Пятый Океан» с 22.08.2020 г. по 30.08.2020 г. очки за проведенные радиосвязи удваиваются.
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количества QSO:
  • 3 класс диплома за 100 QSO;
  • 2 класс диплома за 250 QSO;
  • 1 класс диплома за 500 QSO;
  • диплом «Мастер» за 1000 QSO.
Обязательным условием является подтверждение QSO на ресурсе HAMLOG.

Диплом выдается бесплатно в электронном виде через этот ресурс.

Члены клуба «Пятый Океан» в дни активности и после их окончания, могут получить диплом, как соискатели в общем порядке.

Подробнее: http://www.aviaham.org




Сообщите вашу новость для QRZ.RU

Вы можете предложить свое сообщение для публикации в ленте новостей QRZ.RU. Для этого вам необходимо заполнить форму и отправить сообщение. Текст сообщения должен соответствовать требованиям к публикации

Партнеры