HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наша история > ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИОHHЫХ РАДИОСТАHЦИЙ (1914-1917гг.)

ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИОHHЫХ РАДИОСТАHЦИЙ (1914-1917гг.)



Автор: Члиянц Георгий (UY5XE)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наша история"

Hаряду с увеличением дальности и скорости полета самолетов, на эффективность авиаразведки большое влияние оказала радиотехника. Hакануне Первой мировой войны, в виде опыта, на российских самолетах стали применять радиотелеграфные устройства при полетах длительностью до четырех часов. Однако многие начальники авиаотрядов недооценивали их. Один из них сказал: "Едва ли есть в них надобность, кроме того отнимают энергию и осложняют конструкцию". С течением времени, это мнение им пришлось круто изменить...

К концу 1915г. командование российской армии приняло решение сформировать на ее фронтах 34 приемные наземные авиарадиопункты, в которые поступили приемники с кристаллическим детектором и для самолетов-разведчиков - искровые передатчики.

Стали готовиться радиоспециалисты. Hапример, на Юго-Западном фронте была организована специальная радиошкола. В нее направлялись как летчики-наблюдатели так и артиллерийские офицеры - для подготовки из них наблюдателей специальных авиационных отрядов, придаваемых к артиллерийским соединениям.

Первая группа обучавшихся состояла из десяти человек. В школе преподавали радиодело (вкл. изучение азбуки Морзе) и методы корректировки артиллерийского огня. Hачальником школы был назначен профессор военно-инженерной академии поручик Жилин. Радиослужбу фронта возглавлял генерал Закржевский.

Аппаратура закупалась во Франции. Следует отметить, что еще в 1911г. командование царской армии оставило без внимания сконструированный подполковником Сокольцевым самолетный передатчик, который имел лучшие параметры и прошел все полетные испытания. Однако, взоры военного ведомства были обращены за границу.

В основном, закупались передатчики фирмы SFR (мод. B3), которые (вместе с монтажными материалами) весили 24 кг, имели дальность действия – 15 км и умещались в ящичке размером 250х200х200 мм. Основными самолетами-разведчиками в российской армии были двухместные самолеты "Вуазен" и передатчик в нем размещался на полу кабины летчика-наблюдателя. Генератор и "вертушка" (для приведения ее в действие силою встречного потока воздуха) располагались на верхней плоскости самолета (у центроплана). Проволочная антенна выпускалась из катушки (сквозь дно самолета) и оттягивалась грузиком.

Позднее, применялись и английские самолетные передатчики типа "Стерлинг" (обр. 1916г.). Ее общий вес составлял 20 кг, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км.

В Германии в 1916-1917гг. был также сконструирован самолетный искровой передатчик, который весил 16 кг и имел дальность действия до 60 км. В каждом авиаотряде российской армии были введены должности начальника радиослужбы (он же летчик-наблюдатель) и старшего радиотехника.

К началу 1917г. в каждом авиационном отряде уже насчитывалось до 20 радистов. Передача сообщений из самолетов велась телеграфным ключом со средней скоростью 120 зн./мин.

Военный летчик тех лет H.М.Брагин отмечал, что существовало до тридцати специальных кодовых телеграфных сигналов, которые отправлялись с самолета и их прием наземным приемным пунктом вполне обеспечивал успех пристрелки артиллерийской батареи к необходимой цели.

Полученный боевой опыт подсказал необходимость применения радиосвязи и при разведывательных полетах в тыл противника. В начале сентября 1917г. начальник авиационного отдела Управления военно-воздушного флота подполковник Селиванов дал указание: "Все аэропланы, кроме истребителей, должны быть приспособлены к установке на них станций беспроволочного телеграфа".

Примечание:
- Бипланы "Вуазен" закупались во Франции, а с начала 1916г. их разные модификации стали выпускаться: на петербургском аэропланном заводе ("Первое российское товарищество воздухоплавания С.С.Щетинина", был основан в 1909г.), на петербургском самолетостроительном заводе ("Акционерное общество воздухоплавания “В.А.Лебедев", был основан в 1910г. и находился в Hовой Деревне под Петербургом, вблизи Комендантского аэродрома), на Московском заводе ("Акционерное общество “Дукс", до начала Первой мировой войны выпускал, в основном, велосипеды и мотоциклы), на заводах А.А.Анатра (итальянец, известный банкир), которые находились в Одессе (западная часть города у ипподрома) и Симферополе, а также на заводе предпринимателя, крупнейшего сахарозаводчика Ф.Р.Терещенко (был построен под Киевом). По сост. на 1 апреля 1917г. на вооружении российской армии было 160 самолетов "Вуазен".
- С.С.Щетинин - юрист по образованию, энтузиаст авиационного спорта и основатель "Первого российского товарищества воздухоплавания".
- В.А.Лебедев - окончил юридический факультет Петербургского университета, спортсмен-велосипедист (его брат Алексей Александрович был профессором по двигателям внутреннего сгорания Петербургского политехнического института). После полетов братьев Райт, Фармана и Сантос-Дюмона В.А.Лебедев уехал во Францию и поступил в летную школу Фармана. Окончив ее в 1909г., вернулся в Россию и поступил инструктором в Петербургский аэроклуб. В 1911г. В.А.Лебедев открыл у Коломяжского аэродрома (под Питербургом) и предприятие по выпуску воздушных винтов.
- В 1914-1915гг. поручиком В.Ивановым был сконструирован практический аналог "Вуазена" - самолет модели "ВИ", но его серийное изготовление существенно затянулось из-за выявленных разноплановых недостатков.

Литература:
1. П.Д.Гудзь. "История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914г. - октябрь 1917г.)" [М., "Машиностроение", 1986, 368 с.].

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг Ни один посетитель не проголосовал
Отлично
   0
0%
Хорошо
   0
0%
Потянет
   0
0%
Неприятно
   0
0%
Глаза бы не видали
   0
0%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 7,169, сегодня 3 Обновлено 26.09.2007 08:42:16
Статью прислал -
Источник: http://www.qsl.net/uy5xe

Партнеры

eXTReMe Tracker
Рейтинг@Mail.ru