HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > DX-экспедиции > Дорогами "Полярного кольца" - 2007

Дорогами "Полярного кольца" - 2007



Автор: Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

Юрий Заруба, UA9OBA
I Вице-президент RRC

Экспедиционная программа «Полярное Кольцо» - долгосрочная международная комплексная научно-спортивная и технологическая программа, осуществляемая по инициативе Экспедиционного Центра «Арктика» Русского Географического Общества под руководством Президента ЭЦ “Арктика”, заслуженного мастера спорта Владимира Семеновича Чукова. Опытные полярные путешественники намерены пройти маршрутами первопроходцев, соединив все континенты северного полушария нитью одного маршрута, который проследует по самым труднодоступным арктическим регионам Европы, Азии и Америки. Экспедиционный проект осуществляется в несколько этапов – с марта 2002 по июнь 2010 года. Основное транспортное средство проекта – вездеходы на шинах низкого давления, разработанные ЭЦ «Арктика». Маршрут экспедиции 2007-го года: Ухта – Ираель – Ижма – р. Печора – Индига – Ходовариха – Варандей – Белый Нос – о. Вайгач – Хабарово – Югорский Шар – Амдерма – р. Коротаиха – Воркута. Как всегда из экспедиции в эфире звучали позывные радиостанции центра “Арктика” – R3CA.

Позывные "Арктики"

РАДИОПОЗЫВНЫЕ экспедиционного центра “Арктика” хорошо знакомы и профессиональным радистам и радиолюбителям много лет.
Начиная с 1982 года, практически во всех полярных экспедициях “Арктики” используется любительская радиосвязь для связи между маршрутной группой и штабом экспедиции в Москве. Полярные радисты-радиолюбители, держали связь и со всем радиолюбительским миром, выходя в эфир из базовых лагерей чуть ли не со всей Арктики. С Владимиром Семеновичем Чуковым я лично познакомился в 1995 году, когда занимался радиообеспечением экспедиции “Антарктида и человек” и "соло-броска" к Южному Полюсу Федора Конюхова (R0FK). В экспедиционной триаде женская команда “Метелица” тоже имела специальный позывной R3YL. Именно тогда я предложил В.Чукову оформить для “Арктики” фирменный спецпозывной – R3CA, который c тех пор стал узнаваемым во всем мире “радиоименем” экспедиционного центра “Арктика” (в суффиксе позывного используется аббревиатура - Centre of “Arctic”), а я возглавил службу радиообеспечения полярных экспедиций. За прошедшие годы позывные “Арктики” звучали из самых труднодоступных мест Арктики и Антарктиды.

Экспедиционный пневмовездеход
Экспедиционный пневмовездеход

С позывным R3CA/0 связаны экспедиции “Затерянные острова” в 2001 году и первый этап “Полярного кольца” 2002 года – тогда маршрутная группа прошла свыше 6000км вдоль берегов Северного Ледовитого Океана и был осуществлен первый выход в эфир с нескольких, тогда еще не “радиооткрытых", островов – NEW ONE по международной программе “Острова в эфире” (IOTA). В последующих экспедициях кроме КВ-связи, используемой для обеспечения безопасности и связи с различными службами и радиолюбителями, стала необходимой и удобной УКВ-связь, в т.ч. в радиолюбительском диапазоне 144 МГц. Признанием роли любительской радиосвязи в экспедициях стало открытие коллективной радиостанции Экспедиционного Центра “Арктика” – RU3AWF, начальником “коллективки” стал москвич Олег Кажарский UA3ATS. Олег еще в конце 80-х годов участвовал в нескольких полярных экспедициях “Арктики” и в нынешнем проекте стал радистом, штурманом и IT-специалистом на маршруте.

Впереди - белое безмолвие
Впереди - белое безмолвие

В 2007 ГОДУ был запланирован трансполярный переход "Россия – Северный Полюс – Канада", старт которого намечался на начало марта с Северной Земли. Но, как говорится, погода внесла свои коррективы в первоначальные планы – глобальное потепление и необычайно теплая зима 2006/2007гг. вызвали таяние арктических льдов, за мысом Арктическим образовались полыньи и участки открытой воды. Радиолюбители Диксона, Дудинки, Норильска – наши бессменные помощники, регулярно передавали новости погоды и ледовой обстановки в центральной Арктике. В штаб экспедиции в Москве стекалась информация из разных источников: начиная от Федеральной Пограничной Службы и регионального погрануправления в Новосибирске, в ведение которого недавно были переданы полярные погранзаставы Таймыра, и включая сообщениями с мест. От Сергея Буханова RA0BX, начальника службы ЭРТОС аэропорта острова Диксон, нашего помощника еще с “Затерянных островов” и “хранителя” вездеходов с перехода Салехард – Архипелаг Норденшельда – Северная Земля – Диксон 2004 года, стало известно, что взлетно-посадочная полоса на острове Средний до сих пор оказалась не расчищенной в запланированные сроки и не готовой принять самолет АН-12 для доставки вездеходов, снаряжения, топлива и других экспедиционных грузов. Пограничники были заняты собственным выживанием и просили подождать с месяц. Стремительно наступающая весна не позволяла рассчитывать на успех при старте экспедиции из Салехарда. Участники экспедиции и рабочая группа Оргкомитета приняли трудное, но единственно верное в сложившейся ситуации решение о переносе сроков трансполярного перехода на следующий арктический сезон. Был разработан маршрут и план экспедиционной программы на сезон 2007 года – решено провести тренировочные сборы, в ходе которых испытать модернизированные вездеходы «Торос», новое оборудование и спецсредства, разработанные для движения в условиях дрейфующих льдов и открытой воды, а также опробовать системы видеоразведки ледовой обстановки, средства радиосвязи и передачи данных. Полярный переход стартует из Ухты и пройдет вдоль побережья Баренцева моря, обойдя вокруг острова Вайгач, маршрутная группа финиширует в Воркуте. Поскольку новый маршрут пролегал по территориям Ненецкого АО и Республики Коми, то в срочном порядке были дооформлены разрешения на спецпозывные R3CA/1 и R3CA/9, а также для работы в движении с вездеходов – /M.

Вездеход - испытание на плавучесть
Вездеход - испытание на плавучесть

Нужно отметить, что каждый раз схема радиообеспечения полярных экспедиций совершенствуется – помимо КВ и УКВ радиосвязи, стали применяться спутниковые системы связи GlobalStar и Iridium с возможностью передачи электронных сообщений и фотографического материала непосредственно с маршрута. Такая оперативность позволяет быстро передавать самые свежие новости о ходе экспедиции в СМИ и размещать наиболее интересные фотографии с маршрута на сайте ЭЦ “Арктика” и других информационных ресурсах партнеров проекта. Радиолюбительская коротковолновая связь, традиционно использующая телефонную связь голосом и телеграфную морзянкой, особенно любимой среди полярных радистов по причине помехоустойчивости, в этот раз была дополнена новым специальным вариантом пакетной радиосвязи – APRS.

APRS в Арктике

ВПЕРВЫЕ о новой технологии Automatic Position Reporting System (APRS) на КВ я узнал от Анатолия Вилесова DL8RCB (ex UA9CKF). В 2005 году, находясь в Географическом центре бывшего СССР посреди глухой тайги на территории Ханты-Мансийского АО и работая в составе юбилейной радиоэкспедиции “Победа-60” RP9J было предложено отправить с GPS-навигатора электронным сообщением через КВ наши координаты используя APRS-сеть. В тот момент к эксперименту мы не были готовы программно, но уже тогда применение технологии APRS на КВ мне представилось очень перспективным направлением для путешественников, поскольку становится возможным передача навигационной информации по эфиру, что реально позволяет видеть в динамике широту, долготу, скорость и даже направление движения. За прошедшее время новинка из области почти фантастической и невероятной стала вполне практической и очевидной – отслеживание продвижения экспедиций по маршрутам становится осознанной реальностью. Я представил те плюсы, которые может принести реализация новой идеи передачи текущей навигационной информации об экспедиции на КВ, о чем я мечтал еще давно (чтобы никто не сомневался, что мы находимся именно в заявляемой точке!), что написал письмо Борису Баранову RZ3TW и получил обнадеживающий ответ.

Группа энтузиастов APRS в России и за рубежом на специально созданном форуме WWW.APRS.QRZ.RU горячо откликнулись на нашу просьбу провести первый эксперимент по использованию APRS в движении и проверить возможность использования новой радиолюбительской технологии в реальных условиях полярной экспедиции. Дело в том, что передача цифрового сигнала пакетной радиосвязью в полярных широтах имеет эффект "фединга" и сопровождается радиоэхом в авроральных областях. Еще никто не применял APRS HF System в движении из Заполярья и результаты были непредсказуемы. Но мы надеялись на успех эксперимента: так как размер APRS посылки небольшой, то и вероятность её приема возрастает, тем более, что приём будет вестись во множестве точек и в дальнейшем, ретранслируясь, попадёт на станцию, которая передаст его на сервер в Интернет, где маршрут и будет накапливаться. К тому же рассматривалась возможность использования двух видов пакета и BPSK, что также повысит вероятность. К тому же ближайший к нынешнему маршруту экспедиции-2007 радиолюбитель Юрий Вышинский UA1ONY (nw RV3VY) c Новой Земли также увлекся новым видом связи и мог, при необходимости, ретранслировать сигналы APRS в диапазонах 7 и 10 МГц. За основу радиолюбительской КВ автоматической сети передачи навигационной информации был принят 20-метровый диапазон – частота 14.10352 LSB со сдвигом 2200 Гц используется европейскими APRS станциями и на ней “паркуются” несколько хорошо оснащенных IGATE, что может быть очень полезно при выпадении из цепи DIGI.

Морозным утром перед походом
Морозным утром перед походом

В итоге многосторонних консультаций и обсуждения проекта к началу экспедиции удалось подготовить к опытной эксплуатации и испытать КВ-комплект в составе трансивера IC-7000 с модемом-трекером и портативного компьютера со специальным программным обеспечением. По опыту продвижения ежедневный выход в эфир планировался 2-3 раза в день - в утренний и вечерний периоды на стоянках и во время дневных остановок. В принципе можно так запрограммировать работу бортового радиомаяка, что позволяло бы отслеживать продвижение экспедиции по маршруту почти в режиме реального времени – on-line. Фактически некоторые проблемы электромагнитной совместимости многочисленных бортовых радиоэлектронных средств не позволили в полной мере осуществлять работу на КВ на прием и передачу одновременно с другими РЭС – импульсные бортовые источники питания и преобразователи напряжения вносили помехи по приему (есть над чем работать в будущих экспедициях). Но даже та система радиосвязи и навигации, которая использовалась в экспедиции 2007 года, с уверенностью можно сказать – стала принципиально новой и закрепила первенство “Арктики” в применении новой радиотехнологии APRS в полярных экспедициях. Подробная навигационная информация, передаваемая непосредственно с маршрута в автоматическом режиме, ежедневно обновлялась на сайте ЭЦ “Арктика”. Помимо координат, которые отображались на космической и "земной" картах Google в виде точек и “нитки” пройденного маршрута, попутно передавалась информация о погоде – температура, скорость и направление ветра по ходу экспедиции. Краткими электронными сообщениями между радиолюбительскими сетями APRS и E-mail Олег UA3ATS оперативно сообщал о наиболее значимых событиях на маршруте. Через спутниковый терминал Iridium ежедневно готовились репортажи об экспедиции, за ходом проведения которой можно было следить через Интернет на сайте "Арктики" и интернет-ресурсах партнеров проекта (см. репортажи на сайте www.ec-arctic.ru ).

Радист UA3ATS за работой в походе
Радист UA3ATS за работой в походе

На будущее мне, как радиолюбителю-путешественнику и I Вице-президенту клуба "Русский Робинзон", представляется перспектива КВ APRS и спутниковых каналов связи так, чтобы массовая аудитория имела возможность следить за ходом экспедиции непосредственно через публичные СМИ и с помощью Интернета в реальном (или максимально близком к реальному) времени. Здесь уже не просто новая радиотехнология, но и, так сказать, "политика" экстремальных путешествий - "прямая радиотрансляция" убедительно доказывает всем о честности прохождения маршрута и эра "подбросов" (с помощью авиации, например) и других хитростей (навроде работы с островов "не выходя из дома"), чем могли "грешить" некоторые путешественники и радиолюбители, уйдет в прошлое навсегда. Вот тогда наше радиодело будет снова столь же актуально (не просто связь!), как и во времена легендарного полярного радиста Леонида Михайловича Лабутина (UA3CR). Посему сейчас техника уже может многое, захотел бы человек... "Арктика" первой внедрила и на практике испытала новое направление в hamradio, проверенное в полярных широтах. В подготовке эксперимента и APRS-сопровождении экспедиции R3CA/1 приняли участие RZ3TW, DL8RCB, DL0IMA, DF5FF, DM8TA, RD3BC, RU3EK, RA3WUV, UA9AGR, UA1ATI, RU3TA, RA0JV, RA9LT.

Таинственный остров Вайгач

АРКТИЧЕСКИЙ остров Вайгач – главная цель радиолюбительской части экспедиции “Полярное кольцо-2007” – расположен между Новой Землей и Югорским полуостровом на стыке двух северных морей – Баренцева моря с запада и Карского моря с востока. Мое знакомство с Вайгачом случилось неожиданно – дело в том, что первые радиосвязи из кино-радиоэкспедиции “Затерянные острова” с острова Ушакова RI0B (тогда еще NEW ONE – впоследствии AS-156) были проведены 17 апреля 2001 года в 16.30 UT с островом Вайгач – EU-086 по программе “Острова в эфире”. Помнится, я отметил это событие возгласом, вошедшим в одноименный фильм об экспедиции – “Это очень символично для островных радиоэкспедиций – первая связь между островами!”. Тогда в аппаратном журнале мы вписали UA1PAO/p и UA1PAC/p. Наши коллеги Сергей Козюлин и Алексей Кузьменко выезжали на остров из аэропорта Амдермы. Вообще голоса радиолюбителей из западной Арктики всегда были хорошо слышны в полярном эфире. Я надеялся, что и в этот раз маршрутной группе удастся встретиться с кем-либо из радистов-полярников. На очередном траффике в районе частоты 14120 кГц RZ3TW передал от Василия Надеина RA9LI/9 с о.Белый, что в проливе Югорский Шар на северо-восток от Хабарово на полярной станции “Белый Нос” работает наш коллега-радиолюбитель Андрей UA1PBP. Но, увы, по сообщению с маршрута, Андрей Микушин уже как полгода выехал на материк. Сейчас лишь позывной R3CA/1, зазвучавший во время остановки экспедиции на полярной станции им.Федорова на мысе Болванский Нос в северной части острова, представлял Вайгач в любительском эфире, что, естественно, вызвало большой интерес мировой IOTA-аудитории. Конечно, на маршруте были и другие радиолюбительские “интересности” – маяки, RRA-острова по программе клуба “Русский Робинзон”, район по RDA – NO-01 – единственный на весь Ненецкий автономный округ. Но все-таки главный выход в эфир – с острова Вайгач (EU-086)! За короткое пребывание на острове Олегу UA3ATS удалось провести свыше 250 QSO на 20 метровом диапазоне, в основном CW.

остров Вайгач

Географическая справка: Остров Вайгач вместе с островами Новой Земли составляет один из самых больших архипелагов в Российской Арктике. Его протяженность с юго-востока на северо-запад - 105 км, а ширина – 44 км. Являясь продолжением Уральского хребта, остров лежит на границе Европы и Азии и омывается водами Карского и Баренцева морей. От материка остров отделяет довольно узкий пролив Югорский Шар, а от Новой Земли – пролив Карские Ворота. По нему Северным морским путем в летнее время проходят караваны судов.

В письменных источниках остров упоминался с XV века, но до 1930-х годов на Вайгаче населения не было. Только незадолго до революции здесь построили полярную станцию и радиостанцию. После установления Советской власти сюда переселили несколько ненецких семей и построили факторию. C 1931 по 1935 год работала Вайгачская экспедиция ОГПУ по разведке и добыче свинцово-цинковой руды - функционировали цинковый и свинцовый рудники. Силами заключенных были построены несколько поселков, горно-обогатительная фабрика, портпункт. На юге острова до сих пор сохранились остатки строений, залитые водой шахты, проржавевшие вагонетки и рельсы.

Коренные жители Севера
Коренные жители Севера

Вайгач уникален и по своему культурному наследию. Это единственный в Арктике "священный остров", на котором с древнейших времен и вплоть до XX века никто не проживал, но который являлся местом поклонения ненцев главным божествам. На мысе Дьяконова расположено главное святилище ненцев - глава всех божеств семиликий Вэсако (Старик) в окружении целой свиты из 400 небольших деревянных и 20 каменных идолов. Вайгач - одно из самых сакральных мест на планете. Начиная с середины 1980-х годов на острове проводит исследования Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) под руководством заместителя директора Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Петра Боярского. За время работы МАКЭ доказала, что остров Вайгач - единственный сакральный остров, на котором с древних времен никто не проживал, но на котором многие столетия располагались главные святилища сменяющих друг друга народов Севера (печеры, легендарных сиртя (сикиртя), югры, ненцев и других). Со слов ученого – “Вайгач для истории человечества имеет даже большее значение, нежели знаменитый остров Пасхи. Именно в святилищах и сакральных местах с особой силой проявляются самобытность коренных народов, общие отличительные особенности культур заполярного региона, прослеживается четкая взаимосвязь культуры и окружающей природной среды".

На привале - вечерняя Арктика
На привале - вечерняя Арктика

29 ИЮНЯ 2007 ГОДА, как стало известно уже после окончания экспедиции, Администрация Ненецкого АО приняла решение организовать государственный региональный комплексный природный заказник “Вайгач” общей площадью 243 тыс. га на арктическом острове Вайгач, включая 33 прилегающих малых острова. Охранный режим поможет уберечь обитателей острова, его уникальную флору и фауну. По мнению специалистов, в охране нуждаются лежбища атлантического моржа, расположенные на мысе Большой Лямчин нос, островах Карпово Становье и Большой Олений. У берегов острова обитают такие млекопитающие как серый тюлень, морская свинья, высоколобый бутылконос, кит-горбач, северный синий кит, северный финвал и сейвал. Численность многих этих видов на данный момент минимальна и характеризуется высокой нестабильностью в последние годы. Вайгач является одним из самых массовых мест гнездования водоплавающих птиц в западном секторе Российской Арктики. Здесь обитает шесть видов пернатых, включенных в Красную книгу России: белоклювая гагара, пискулька, малый лебедь, сапсан, кречет, орлан белохвост. На территории заказника зарегистрировано более 230 объектов культурного наследия. Это памятники ненецкой культуры - святилища с деревянными и каменными идолами и становищами. Последние археологические исследования показали, что некоторые святилища датируются II-III веками до н.э. Работа над созданием заказника продолжалась два года при участии WWF России. В ближайшее время ожидается, что “Вайгач” будет включен в список RRC по программе RFFA как вновь образованный заказник.

Международный Полярный Год

Ожидается, что 3-й Международный Полярный Год, объявленный ООН и проводимый в период 2007-2009гг., даст возможность активизировать сотрудничество в рамках текущих научно-исследовательских программ и содействовать проведению в полярных регионах различных мероприятий, направленных на решение социальных, экологических, экономических и других проблем. В свете проводимого МПГ особую актуальность приобретает проект “Полярное кольцо” – Арктическая кругосветная экспедиция продолжается! Впереди новые маршруты и новые встречи в полярном эфире. Следите за новостями на сайте WWW.EC-ARCTIC.RU

73 de UA9OBA
RRC#1

Эскиз QSL R3CA/1
Эскиз QSL R3CA/1

Прощание с островом Вайгач

(слова и музыка Юрия Панюшкина)

Ну что ж, пора, до встречи, тундра пестрая,
Держим курс на северо-восток.
Но прежде, чем проститься с этим островом,
Взглянем на него еще разок.

И в памяти отыщем другие острова,
Которые нетрудно полюбить.
Давай для них, дружище, побережем слова -
Нам есть о чем сейчас поговорить.

Далеко, по сути - на другом краю,
Песни сухопутных неудач.
Ну а мы с тобою сочиним свою -
О земле по имени Вайгач.

Не снился вам, зеленые, в деревьях острова,
Такой пейзаж - он только с виду прост.
Кружит над нашим островом полярная сова -
Серьезная, как вахтенный матрос.

А нам пора, до встречи, тундра пестрая,
Держим курс на северо-восток.
Но прежде, чем проститься с этим островом,
Взглянем на него еще разок.

P.S. К месту сказать, из-за фактического развала северной инфраструктуры, трудностей и сокращения транспортного сообщения в полярных регионах, порой непредсказуемости военных и других объективных причин в этом году российские маршруты к Северному Полюсу, ставшие популярными у экстрималов полярных путешествий и долгие годы проходившие через Хатангу и о.Средний на Северной Земле, были перенесены на Шпицберген. Северный Полюс остается таким же труднодоступным,  как и многие годы назад.

Оборудование ICOM  – первые испытания в Заполярье

Экспедиционный центр «Арктика» в июне завершил очередной этап Международной исследовательской экспедиционной программы «Полярное кольцо». Команда совершила заполярное путешествие, пройдя свыше 2500 км вдоль побережья Баренцева и Карского морей и вокруг острова Вайгач на экспериментальных отечественных пневмовездеходах.

Компания САЙКОМ является партнером ЭЦ «Арктика» по обеспечению радиосвязью экспедиции «Полярное кольцо». На вездеходах экспедиционной команды было размещено связное оборудование ICOM, предоставленное компанией САЙКОМ: КВ-трансивер IC-7000, автомобильные УКВ-радиостанции IC-V8000, портативные радиостанции IC-A6 и IC-M2.

Результаты экспедиции подтвердили, что возможно достичь Северного полюса на экспериментальной колесной технике. В 2008 году команда планирует совершить трансполярный переход от берегов России до канадского архипелага через точку Северного полюса. Вездеходы команды также будут оснащены радиооборудованием компании САЙКОМ, что должно способствовать успеху следующего этапа проекта.

Читайте на сайте компании САЙКОМ - www.sicom.ru – отчет штурмана экспедиции о тестировании  радиооборудования.

Спасибо САЙКОМУ за надежную связь!
Спасибо САЙКОМУ за надежную связь!

Результаты тестирования радиооборудования
(предоставлены штурманом и радистом экспедиции Олегом Кажарским,
UA3ATS)
Организация радиообеспечения экспедиции «Полярное Кольцо» – 2007
Цели и задачи радиообеспечения
Радиообеспечение экспедиции строилось с учетом имеющегося опыта работы в высоких широтах и планируемого трансарктического перехода от берегов России через Северный полюс до Канады по дрейфующим льдам Ледовитого океана. После вынужденного изменения маршрута экспедиции 2007-го года было решено еще раз провести всестороннее комплексное тестирование схемы связи, включая технические и организационные аспекты.
Прежде всего, радио должно было обеспечить связь внутри маршрутной группы экспедиции. На маршруте необходима постоянная координация действий между экипажами вездеходов на расстояниях от десятков метров до нескольких километров.
Следующая основная задача связи – обеспечение взаимодействия между маршрутной группой и различными ведомственными службами, имеющими отношение к обеспечению безопасности и логистике экспедиции – авиацией, пограничными войсками, станциями Гидромета, морскими судами и соответствующими службами.
Кроме того, был намечен и ряд задач радиолюбительского плана, а именно:
- работа на любительских КВ-диапазонах из вездехода в движении;
- активация редких с радиолюбительской точки зрения территорий и объектов;
- испытания системы APRS на КВ-диапазонах;
- ряд экспериментов по работе на УКВ-диапазонах, в т.ч. и работе через ИСЗ, а также Луну в качестве пассивного ретранслятора (EME).

Схема радиосвязи
Обобщенная схема радиосвязи приведена на рисунке.
1

Состав и характеристики аппаратуры
ICOM IC-V8000
Для связи между машинами и с участниками маршрутной группы каждый из вездеходов был оборудован автомобильной УКВ-ЧМ радиостанцией ICOM IC-V8000 диапазона 144-147 МГц. В качестве антенны использовался четвертьволновый штырь Maxrad на пружинном основании, закрепленный на самой высокой части кабины вездехода.
ICOM IC-7000
Основным средством связи для работы на КВ-диапазонах являлся КВ-УКВ трансивер ICOM IC-7000.
Трансивер использовался совместно с автоматическим антенным тюнером ICOM AT-130 для работы на антенну AH-2B. Штырь высотой 2,5 метра, укрепленный на пружинном основании, служил основной мобильной КВ-антенной. Кроме него на задней стенке кузова был укреплен раскладной пластиковый металлизированный штырь высотой 5 м, предназначенный для развертывания во время привалов. Работа в эфире на диапазоне 14 МГц во время длительных остановок осуществлялась на антенну HB9SL в обход автоматического тюнера.
К трансиверу через специализированный интерфейс был подключен персональный компьютер, что позволяло работать цифровыми видами связи.
Размещение и подключение оборудования
Радиостанция IC-V8000 крепилась с правой стороны приборного щитка вездехода в вертикальном положении с помощью штатного автомобильного крепления.
Трансивер IC-7000 был размещен на вертикальной приборной панели, укрепленной на одной из стенок салона вездехода (см. фото). Для крепления основного блока трансивера использовалось автомобильное крепление MB-62. Съемная передняя панель разместилась около основного блока на уровне глаз оператора с помощью кронштейна MB-65.

Кроме трансивера на вертикальной приборной панели были размещены: защищенный персональный компьютер с блоком питания, спутниковый телефон Motorola 9500 системы «Иридиум», компьютерный интерфейс, зарядные стаканы портативных ручных радиостанций, сумка для хранения ЗИП и сопутствующих аксессуаров.
Схема подключения трансивера IC-7000 приведена на рисунке.

2
Условия эксплуатации
Условия эксплуатации радиооборудования внутри вездехода были достаточно жесткими.
Температура
Днем при работающем двигателе машины температура внутри салона поднималась до + (15-25) град. Ночью температура нередко падала до – (10-15) град ?С и ниже.
Влажность воздуха
Влажность воздуха внутри салона колебалась в пределах от 40% до 90-95% в зависимости от погоды, режимов двигателя, работ по приготовлению пищи, ночлега и т.д.
Тряска, вибрация, ударные нагрузки
Тряска, вибрация и ударные нагрузки на корпус вездехода во время движения по пересеченной местности достигали значительных величин. Абсолютных замеров данных параметров во время экспедиции не производилось.
Косвенно о величинах этих нагрузок можно судить по следующим фактам. При прохождении многих участков маршрута экипажу приходилось с трудом удерживаться на своих местах, используя специальные рукоятки на стенах и потолке салона вездехода. Сильнейшие ударные нагрузки иногда приводили к поломкам стальных сварных конструкций и прицепных устройств.
Воздействия агрессивных сред
Несколько раз при преодолении водных преград или нахождении в снежно-ледовом «киселе» Баренцева и Карского морей в салон вездеходов поступала забортная соленая вода. При влажности до 80-90% происходила  конденсация и последующая кристаллизация морских солей на металлических поверхностях внутри вездехода.
Несколько раз во время ночной пурги радиостанции IC-V8000 полностью покрывались снегом (см. фото).
Несмотря на описанные выше жесткие условия эксплуатации, удалось обеспечить штатное функционирование радиоаппаратуры на протяжении всего маршрута экспедиции.
При включении аппаратуры «на холодную» каких-либо видимых отклонений от рабочих норм практически не наблюдалось. Единственное исключение – пониженная выходная мощность IC-7000 в первые пять минут работы.
Ударные нагрузки и вибрация не оказали видимого воздействия на оборудование.
Очистка корпусов IC-V8000 от снега и продувка их внутренностей через вентиляционные отверстия перед включением обеспечивали штатное функционирование радиостанций.
Основные результаты и выводы
Обеспечение связи внутри маршрутной группы
Связь между вездеходами бесперебойно работала в течение всей экспедиции при любых погодных условиях.
Взаимодействия между маршрутной группой и различными ведомственными службами
Такое взаимодействие было предусмотрено в случае возникновения нештатных ситуаций, которые могли бы явно угрожать безопасности маршрутной группы. На протяжении экспедиции таких ситуаций не возникало, и двусторонний обмен с радиостанциями ведомственных служб отсутствовал. Однако маршрутная группа располагала всей необходимой для проведения такого обмена информацией и периодически проводила контрольный прием ведомственных станций для определения вероятных корреспондентов.
Работа на любительских КВ-диапазонах из вездехода в движении
На протяжении экспедиции было проведено порядка 20 связей из вездехода в движении с радиолюбителями на расстояниях до 2000 км (диапазон 14 МГц). Работа в таком режиме осложнялась наличием сильных локальных помех от электронного оборудования, размещенного в вездеходе. Идет работа по локализации и устранению источников таких помех.
Активация редких с радиолюбительской точки зрения территорий и объектов
Маршрут экспедиции пролегал по «диким» и малообжитым районам западного сектора Арктики – тундре, островам, дрейфующему льду с посещением поселков, полярных метеостанций и маяков, знаменательных и исторических мест. Многие из них были отмечены выходом в эфир радиостанцией экспедиции.
В рамках международной программы «Острова в эфире» (IOTA) было проведено 250 радиосвязей с острова Вайгач.
Несколько десятков радиосвязей проведено с одной из первых русских полярных станций – знаменитой станции Югорский Шар постройки 1913 г.
Испытания системы APRS на КВ-диапазонах
Впервые в практике высокоширотных полярных экспедиций на маршруте была применена система автоматического оповещения местоположения объектов (APRS), разработанная и поддерживаемая радиолюбителями. Информация о параметрах движения вездеходов, погоде, а также короткие сообщения с маршрута передавались в цифровой форме с экспедиционного компьютера через КВ-каналы связи на специализированные серверы в сети Интернет и далее – на сайт экспедиционного центра «Арктика».
После завершения экспедиции получены журналы прохождения данных, ведется работа по их обработке.

Работа на УКВ, через ИСЗ и EME
К сожалению, до начала экспедиции не удалось подготовить комплект высокоэффективных мобильных УКВ-антенн, поэтому было решено отложить данный комплекс экспериментов до следующего арктического маршрутного сезона.
Приведенные выше результаты позволяют рекомендовать оборудование ICOM IC-V8000 и IC-7000 как надежные и высокоэффективные средства связи, применимые для эксплуатации в тяжелых условиях крайнего севера не только для радиолюбительских, но и для профессиональных целей.
Подробная информация об экспедиции – на сайте http://www.ec-arctic.ru


Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг текущий - 5.00 балл(ов) (Проголосовало 5 посетител(ей))
Отлично
   5
100%
Хорошо
   0
0%
Потянет
   0
0%
Неприятно
   0
0%
Глаза бы не видали
   0
0%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 16,202, сегодня 1 Обновлено 12.12.2007 15:54:35
Статью прислал - 'Заруба Юрий (UA9OBA)'

Партнеры

eXTReMe Tracker
Рейтинг@Mail.ru