HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наша история > К 65- летию отечественной радиолокации.

К 65- летию отечественной радиолокации.



Автор: В. Пестриков, Санкт-Петербург
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наша история"

Давняя шутка Николая Кабанова сегодня стала реальностью.

В. Пестриков, Санкт-Петербург.


"В лиловом небе – ни просвета,
Все тучи, а не облака, и ни дымка,
Ни силуэта, ни брезжущего огонька.
Что столкновением чревата
Такая ночь – черней чернил,-
Бессонный радиолокатор
Зеленой стрелкой подтвердил."

Борис Дубровин. Стрелка локатора. 1963 г.


1942 год. блокадный Ленинград. Немецкие самолеты каждый день испытывают надежность системы противовоздушной обороны города. Однажды, на телевизорах командных пуктов противоздушной обороны (ПВО) Красной Армии вместо обычного изображения появились…танки, атака пехоты. Позже выяснилось, что в этот час в Лондоне работал экспериментальный телепередатчик, который траслировал для столичного госпиталя хронику второй мировой войны. Его технические характеристики случайно совпали с параметрами ленинградской радиолокационной системы. При таких обстоятельствах состоялся первый в мире сеанс сверхдальнего телевизионного приема.

Идея использования телевидения для нужд ПВО первому пришла военнослужащему 72-го радиобатальона Эммануилу Голованевскому. Командование ее оценило, и вскоре над радарным экраном с картой Ленинградской области появилась телевизионная камера. Камера передавала картинки с оперативной обстановкой на мониторы командных пунктов ПВО.

Мощные РЛС “Редут”, которые еще перед второй мировой войной появились в Красной Армии, благодаря совместным усилиям Исследовательского сектора ПВО и Лаборатории Ленинградского физико-технического института. Эти РЛС позволяли засекать вражеские самолеты на расстоянии до 100 км. Опытные операторы РЛС могли даже определять тип самолета противника. Однако, при этом терялось много времени на передачу информации с пульта радиолокатора до аэродрома. Обнаружив на экране цель оператор зашифровывал данные и только после, передавал данные в штаб ПВО. Там их расшифровывали и производили сверку с данными полученными от других локаторов и лишь только после этого, поступало сообщение эскадрилии истребителей. А, за это время самолеты противника пролетали нескольки километров. Круглосуточная работа телемоста лишила врага преимущества внезапности.

Следует отметить, что “Редуты” работали на принципе импульсного излучения радиоволн и имели только одну антенну. Этот факт особенно удивил английских специалистов, которые во время войны приехали в СССР, чтобы оценить уровень советской радиолокационной техники. Они отметили, что до сего времени они экспериментировали с двумя антеннами. К слову, именно а Англии появился термин “радиолокация”, как метод определения расстояния до самолета с помощью радиоволн. А саму установку стали называть радиолокатором. А США наибольшее распространение получил термин “радар” (radar), от сокращенного выражения “radio detection and rangimg”, то есть выявление и определение расстояния с помощью радио.

Если верить официальной американской истории радара, в начале 30-х годов, когда В Советском Союзе уже широко велись соотвествующие эксперименты в области радиолокации, на Западе стояла полная тишина. Это тем более удивительно, так как к тому моменту времени, открытию эффекта отражения радиоволн было более 30 лет. Как известно, его открыл А.С.Попов в 1897 году во время экспериментов по беспроводной связи в Кронштадте. В период осуществления беспроволочной связи между крейсером “Африка” и судном “Европа” остановился крейсер “Лейтенант Ильин” и в этот момент прервался радиосеанс. Так было установлено, что высокочастотные радиоволны могут отражаться от преград. Этот эффект и лег в основу радиолокации и радиопеленгации. Через несколько лет специальный эксперимент для подтверждения этого явления провел немецкий инженер Хюльс-Мейер в Кельне.В 1904 году он получил патент на “Способ сигнализации от отдаленных объектов с помощью электромагнитных волн”. Так был сформулирован основной принцип радиолокации. Однако техническая сложность заключалась в том, что только небольшое количество волн попадает на объект локации. Волны частично поглощаются, а частично россеиваются. В итоге на приемник попадает меньше одной миллиардной части. Невзирая на сложность проблемы, отечественным ученым и инженерам удалось ее решить.

В начале 30-х годов, идея применения радиоволн для обнаружения самолетов в системе противоздушной обороны (ПВО) СССР возникла у мало кому известного, инженера по образованию, одногодичника Псковского зенитного артиллерийского полка Павла Ощепкого. Этот факт подтверждают различные исторические источники, а также и авторитетный летописец отечественной радиолокации М.М. Лобанов. В тот период страна находилось на подъеме и идея П. Ощепкова была поддержана командиром полка В.М. Черновым, который сделал все от него зависящее, чтобы об этом узнали в Народном комиссариате обороны (НКО) страны. В декабре 1932 г. П.Ощепков был откомандирован в Москву для работы в Главном управлении противоздушной оброны РККА. В течении почти 5 лет он определял основную политику в разработке радиолокационных методов обнаружения самолетов применительно для ПВО. Нужно отметить, что в тот период, вопросами радиообнаружения самолетов занимались и в других армейских ведомствах. В частности, Главном артиллейрийском управлении НКО, но здесь решали несколько иную задачу. Суть, которой состояла в разработке методов позволяющих только обнаружить с помощью радиоволн самолет и навести на него зенитные прожекторы, а затем поразить цель зенитной артиллерией.

П. Ощепков был именно тот человек, который проводил основную работу в разработке проблем радиолокации для ПВО. Он формулировал задачи перед разработчиками, выдавал им задания и курировал их выполнение. П. Ощепков руководил заказами в промышленности, испытаниями и опытной эксплуатацией радиолокационного оборудования. Им была предложена система радиообнаружения самолетов “Электровизор”, представляющая станции кругового обзора с дальностью обнаружения 100-200 км и отображением информации на световом экране. В последствии он по приказу маршала М.Н. Тухачевского возглавил специальное конструкторское бюро (КБ УПВО РККА). На КБ были возложены задачи по реализации проекта “Электровизора”, а также техническое руководство сооружением разведывательной станции ПВО.

В истории отечественной радиолокации памятна дата, 16 января 1934 года, когда в Академии наук СССР состоялось историческое заседание, на котором рассматривались способы выявления самолетов ночью, в условиях плохой видимости и на больших расстояниях. Отмечая пригодность для радиолокации диапазона волн, академик А.Ф.Иоффе сразу отбросил дециметровые и сантиметровые. Однако опыт показал, что именно короткие волны, вплоть до миллиметровых, наиболее приемлимы. В дальнейшем они стали основою радиолокации. В 1934 г. специалисты разработали основные теоретические предпосылки, на которых была создана соответствующая аппаратура для радиоопределения самолетов. Аппаратура прошла успешные испытания. И, поэтому, этот год считается годом рождения отечественной радиолокации. Пародоксально сложилась после этого судьба отца отечественной радиолокации П.Ощепкова. В конце 1936 г. руководство Управления ПВО обратилось к тогдашнему Наркому обороны Климу Ворошилову с просьбой о совершенствовании управления работами по радиолокации для ПВО. Первый маршал своеобразно прислушался к просьбе, произвел перестройку таким образом, что П. Ощепков в середине 1937 г. был остранен от должности. О мотивах такого поворота судьбы до сих пор точно не известно. Даже, в мемуарах П. Ощепкова выдеших в конце 60-х годов об этом ничего не говорится. По всей видимости, здесь сыграли свою роль, его дружесие отношения с М.Н.Тухачевским, который был репрессирован в тот период и расстрелян как немецкий шпион. К счастью П. Ощепков остался жив. О отце отечественной радиолокации широкая публика узнала только в начале 70-х годов 20 века после выхода его прекрасных мемуаров “Жизнь и мечта”. Эта одна из трех книг, которые сыграли в судьбе автора этой статьи большую роль в выборе научного пути и преодолении различного рода преград, которые встречаются на нем. Название двух других книг: Н. Дубинин “Вечное движение” и Н. Винер “Я – математик”.

После окончания второй мировой войны радиолокация получила значительный толчок, благодаря открытому в 1947 году профессором Н.И. Кабановым яаления сверхдальнего коротковолнового рассеивания радиоволн земной поверхностью.Использование “эффекта Кабанова” для исследования ионосферы позволяет позволяет определять условия их распространения в радиусе 9000-12000 км, что составляет четверть поверхности Земного шара. Открытое явление открыло возможности радиолокационного загоризонтного осмотра поверхности Земли через ионизационные следы метеоров. Открытие Н.И. Кабанова стоит под №1, с приоритетом от 15 марта 1947 года, в Государственном реестре открытий СССР. Автору открыти в тот момент шел 35 год. Давняя мечта Н.И.Кабанова заглянуть за горизонт сбылась. Он шутил: “Сидя в Мытищах, теперь я могу наблюдать за побережьем Персидского залива. – И добавлял с серьезным видом: - В каждой шутке есть доля шутки, а в остальное - правда”.

За рубежом “Эффект Кабанова” нашел общее призвание. Напрмер, в Великобритании, на иносферной станции в Слоу проводятся наблюдения за прохождением радиоволн с использованием рассеенного коротковолнового отражения от Земли в радиусе 6000 км. В СШа разработаны сверхдальние загоризонтные радиолокаторы, работа которых основывается на открытии Кабанова. Профессор П.К. Ощепков так оценил этот эффект: ”Теперь радиотехника и радиолокация обогатились еще одним мощным способом ”просмотра” местности далеко за пределами горизонта Земли. Следует отметить, что эффект позволяет не только выявить те или иные измененияна обследуемых участках земной поверхности, но и быстро определить наиболее оптимальную длину волны для установления связи с любым пуектом Земли. Направляя наперед расчитанное место радиосигнал на той или иной волне и регистрируя интенсивность радиоотражения, несложно установить какая из посланных радиоволн дает лучший результат.

Увеличивается количество конструкций радаров, которые используют автоинспекция для определения и фиксации скорости автомобиля. Так, нашел широкое распространение ручной радар в виде пистолета, который очень компактный и имеет большую точность. За рубежом, эта конструкция радара приглянулась страховым агентам, так называемым, “черным шерифам”, которые следят за застрахованными недисциплинированными водителями.

Пестриков В. М. Давняя шутка Николая Кабанова сегодня стала реальностью // Радиохобби. 1999. №3. С. 2-3..

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг текущий - 4.00 балл(ов) (Проголосовало 3 посетител(ей))
Отлично
   1
33%
Хорошо
   1
33%
Потянет
   1
33%
Неприятно
   0
0%
Глаза бы не видали
   0
0%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
06.03.2010 [20:24] Борис гость

Я бы посоветовал тем, кого интересует эта тема, набрать в поисковике \"радиолокационная станция \"Редут\" (она же - РУС-2). Узнаете много нового и интересного. И главное - не стыкующегося с информацией в этой статье...


26.05.2005 [22:04] Виктор Пестриков гость

Здравствуйте, уважаемый Валерий Тараканов! Я только сегодня увидел Ваш отзыв на статью об Ощепкове (к сожалению, давно не заходил). Наконец нашелся человек, который его знает. Напишите мне письмо, как с Вами связаться, свой адрес я оставил. На нынешней международной конференции 110 лет радио в Санкт-Петербурге, я поднял вопрос о Ощепкове. Напищите мне, жду С уважением Виктор Пестриков


30.04.2004 [21:11] Валерий Тараканов гость

Уважаемый автор! Я знал П.К. Ощепкова. Если нетрудно, свяжитесь со мной и укажите свой e-mail C уважением. В.Тараканов 30.04.04.


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 12,568, сегодня 3 Обновлено 05.10.2001 14:36:02
Статью прислал - В. Пестриков, Санкт-Петербург

Партнеры

eXTReMe Tracker
Рейтинг@Mail.ru