HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > История телевидения > Оборудование для радиовещания

Оборудование для радиовещания



Автор: Олег Коминский
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "История телевидения"
Источник: сайт "625-net"

В сентябре 1998 года в Анталии в рамках съезда радиостанций "Русского Радио" проходил организованный специалистами компании MS-MAX International семинар "Современный уровень технического оснащение радиостанции", основной задачей которого было проинформировать технических специалистов о существующей на нашем рынке радиовещательной аппаратуре. И связано это было прежде всего с тем, что на основе публикаций в прессе некоторых фирм, никогда не специализировавшихся в области радиовещания, возникло мнение, что, используя дешевое студийное оборудование, можно "запустить" любую радиостанцию. После подобных публикаций в российское представительство корпорации MS-MAX буквально хлынул шквал звонков по вопросам проектирования "под ключ" эфирной и монтажной студий радиостанции с бюджетом от 5 до 15 тысяч долларов на основе дешевой "нерадийной" техники, что противоречит уже самой концепции проектирования и оборудования радиостанций.

Компания MS-MAX, работающая на рынке радиовещания более семи лет и имеющая огромный опыт в проектировании и оборудовании радиостанций любой конфигурации, хотела бы предостеречь как развивающиеся, так и новые радиостанции, от дешевого "вещательного" оборудования сомнительного происхождения. В последнее время на волне широкой популяризации FM-вещания возникло много фирм, которые активно рекламируют свои услуги по запуску радиостанций, не имея соответствующих навыков и предлагая оборудование, годное разве что для использования на непрофессиональных концертных площадках. Этим подчас грешат и довольно известные концертным оборудованием и музыкальными инструментами фирмы. Далее мы приводим некоторые материалы из прошедшего семинара, дабы внести ясность в определение "оборудование для радиовещания", не вдаваясь при этом в теорию построения радиостанций.

Эфирная студия

Сегодня чаще всего используются два варианта построения эфирной студии. На небольших коммерческих радиостанциях, как правило, эфирная студия - это рабочее место ди-джея. В этом случае предъявляются особые требования к планировке и акустике студии, которая может состоять из одного или двух помещений. На более крупных радиостанциях эфирная студия включает в себя аппаратную звукорежиссера и акустически оформленную кабину ведущих.

Основу любой эфирной студии составляет микшерный пульт. На данный момент жестким требованиям, предъявляемым к эфирным пультам, соответствуют модели R-16, R-60 компании Wheatstone Corporation, работающей в области вещания уже более 20 лет. Эфирный пульт, в отличие от других пультов, должен обеспечивать не только высокое качество звука и низкий уровень шумов, но и минимальные фазовые сдвиги, минимальное взаимопроникновение между соседними каналами и, наконец, обладать высокой перегрузочной способностью и стабильностью характеристик. Пульт должен работать 24 часа в сутки на протяжении ряда лет, причем отказ не должен приводить к катастрофическим последствиям. Поэтому такие пульты имеют модульную конструкцию, обеспечивающую замену отдельных модулей без отключения питания, быстрый поиск и устранение неисправностей. Эфирный пульт должен иметь интерфейсы дистанционного управления внешними устройствами, телефонный интерфейс, переговорное устройство для связи с акустической комнатой (ТВ), возможность автоматического отключения мониторной линии при включении микрофона и световую индикацию выхода в эфир. Желательно, чтобы эфирный пульт был оснащен встроенным таймером и часами с автоматическим или ручным управлением, а микрофонные входы были с фантомным питанием 48 В. Эквалайзеры в эфирных пультах обычно не применяются. При необходимости используется динамическая обработка или динамические процессоры, включенные в разрыв микрофонных линий, которые предварительно настроены под каждого диктора.


В качестве основных источников музыкальных программ используют исключительно проигрыватели компакт-дисков. В этой связи с самой лучшей стороны проявила себя продукция компании Tascam. Для выпуска в эфир оперативной информации, рекламных роликов, заставок, отбивок применяют магнитофоны с жестким диском, которые обладают высокой надежностью и обеспечивают минимальное время доступа, а также возможность оперативного обновления информации - таким требованиям соответствуют магнитофоны на базе жестких дисков компании 360 Systems. О новых поколениях цифровых магнитофонов на жестких дисках говорят, что они "размещают целую библиотеку звуков на кончиках ваших пальцев". Они позволяют хранить огромное количество записей на внутреннем жестком диске и обеспечивают моментальный доступ к ним. С их помощью можно осуществить автоматизированное вещание, при котором на человека возлагаются только контрольные функции.

При организации эфира в записи основными источниками программ являются DAT-магнитофоны и носители с жестким диском (например, аппараты компаний Tascam и Fostex), на которых можно хранить больший объем информации.

Во время популярного в последнее время "прямого телефонного эфира" для выдачи сигнала телефонной линии в эфир используют согласующие устройства -телефонные гибриды. Помимо основной функции согласования уровней и обеспечения логики работы, в более сложных устройствах применяются цифровые фильтры, эквалайзеры и встроенная динамическая обработка. Такие телефонные гибриды обеспечивают уверенный прием независимо от качества телефонных линий. Лидером в производстве высококачественных телефонных гибридов, работающих почти на каждой радиостанции, является компания Telos, приборы которой отличаются от своих более дешевых "собратьев" тем, что не только сопрягают уровни сигнала телефонной линии и пульта, но и отфильтровывают помехи и шумы на цифровом уровне, обеспечивая двустороннюю связь ведущего в студии и абонента.

Иногда одним из источников программ в радиовещании является спутниковый канал, который чаще всего используется региональными, и реже - крупными головными радиостанциями для ретрансляции. Головные, в основном, московские радиостанции, купив оборудование системы спутниковой трансляции, теперь вещают на всю территорию России. Оборудование системы спутниковой трансляции компании ComStream позволяет принимать радиостанцию "Русское радио" практически по всей территории России. Благодаря сочетанию цифровой технологии ComStream, сжатию и кодированию информации, обеспечиваются высокое качество принимаемого сигнала и экономия спутниковых каналов, кроме того исключается несанкционированный перехват.

Невозможно представить себе радиостанцию без микрофонов. Рекомендованы к использованию в эфире микрофоны известных компаний: немецкой - Beyerdynamic, австралийской - RODE и корейской - Electrovoice.

Ни один уважающий себя звукооператор не решится поставить в концертный зал на 1000 человек дешевенький эквалайзер корейского производства, стоит ли говорить об аудитории радиостанции? Однако, к сожалению, такой печальный опыт уже имеется. Отделу телерадиовещания MS-MAX приходилось общаться с теми, кто был вынужден через полгода после открытия (в другом случае - через полтора года) полностью переоборудовать свои станции, а иногда и закрыть их, так как из-за плохого качества вещания очень быстро теряется аудитория.

Приборы динамической обработки должны гарантировать прецизионность настройки, иметь минимальные шумы и искажения, иметь достаточную степень защиты, а в случае выхода из строя переходить в режим bypass (для непрерывности сигнала). Таким требованиям соответствуют приборы компаний Aphex, Drawmer и CRL.

Если с одним микрофоном работают разные люди, то требуется оперативная перестройка обработки. Для этого лучше всего использовать цифровые голосовые процессоры с памятью предустановок. Голосовой процессор VIP-1 компании Thum-Mahr имеет полный набор динамических функций и позволяет записывать индивидуальные настройки каждого диктора на его личную карту. Установки всех модулей (ди-эссер, компрессор, гейт, экспандер, эквалайзер, лимитер), настроенные на каждого диктора, могут быть мгновенно установлены на приборе. При смене ведущего настройка производится одним нажатием кнопки.

Важная часть студии - мониторная секция, обеспечивающая контроль выходного сигнала со студии или с эфира. В число рекомендуемых компаний, предлагающих оборудование для этой части радиостанции, входят Tannoy, Fostex, Event Electronics.

FM-процессоры и передающее оборудование

Для согласования сигнала на выходе эфирной студии с передатчиком или релейной линией используют FM-процессоры, позволяющие значительно улучшить характеристики звукового тракта всей радиостанции. Эти приборы расширяют зону уверенного приема, увеличивают соотношение сигнал-шум, позволяют расширить стереобазу и многое другое. Они, как правило, производят обработку в нескольких (трех-семи) частотных полосах и содержат в своем составе такие устройства, как левеллер (АРУ), компрессор, лимитер, стереокодер и др. Часто FM-процессор имеет устройства частотной коррекции сигнала (эквалайзер) и окраски звука (эксайтер). В числе компаний, производящих оборудование этого класса и обеспечивающих высокое качество, - Aphex, CRL, Orban.

Aphex выпускает приборы, представленные моделями: 722 (прецизионный FM-пик лимитер, достаточный, кстати, на небольшой станции для ретрансляции обработанного сигнала "Русского Радио"); 320 (прецизионный FM-компрессор, оборудованный встроенным устройством расширения стереобазы); 2020 - высококачественный FM-процессор, обладающий полным набором функций для динамической обработки в эфире.

Гурманы звука утверждают, что качество сигнала, обработанного приборами фирмы CRL (с которых, кстати, и начиналось FM-вещание Москвы), на несколько порядков выше, чем сигнал любой другой фирмы. Среди абсолютных новинок этой фирмы: DP-100 - флагманский FM-процессор, обеспечивающий большой набор сервисных функций; Amigo FM - полнофункциональный процессор-автомат, предназначенный для станций, не стремящихся обременять себя долгой подгонкой настроек и параметров, или не располагающих достаточно компетентным персоналом. Особенно перспективным представляется установка Amigo на станциях, использующих компьютерную автоматизацию эфира DAD Pro 32 компании ENCO Systems.

Монтажная студия

По структуре монтажные студии близки к традиционным небольшим студиям звукозаписи. Студийные пульты обычно имеют не более 32 каналов. Монтажные студии радиостанций, оснащением которых занималась MS-MAX, укомплектованы микшерными пультами Soundtracs. При работе применяются восьми-, шестнадцатиканальные (и более) устройства записи, как правило, на базе цифровых носителей. В этих студиях всегда присутствуют носители всевозможных форматов (кассетные деки, мини-диски, магнитофоны формата R-DAT, катушечные магнитофоны Tascam, Fostex) для совместимости с другими студиями.

Монтажные станции работают на базе компьютеров или специализированных устройств. В основном это четырех- или восьмиканальные станции нелинейного монтажа с высокой производительностью и встроенными процессорами эффектов, динамической и специальной обработок (сжатие и растяжение во времени). Особенно эффективны такие системы в случае использования общей компьютерной сети радиостанции. Одна из наиболее подходящих систем - монтажная станция нелинейного монтажа Soundscape.

В монтажных студиях, как правило, используются всевозможные динамические процессоры, компрессоры, лимитеры, гейты, процессоры эффектов, приборы психоакустической обработки (Аphex, Drawmer, Furman, CRL) и, зачастую, MIDI контроллеры (PC 88 фирмы Kurzweil), семплеры (К2000VP, K2500RS фирмы Kurzweil), секвенсерные программы (Logic Audio для PC и Mac), высококачественные звуковые карты (компаний Emagic, MusicNet, Sonorus). Гармонайзеры - многофункциональные процессоры эффектов компании Eventide позволяют создавать свои, принципиально новые звуковые эффекты, которые помогают максимально раскрыть творческий потенциал звукорежиссера.

Для ускоренного обмена информацией между эфирной и монтажной студиями (при необходимости срочного выхода в эфир подготовленного материала) желательно, чтобы в обеих студиях работали аппараты, "общающиеся" по специально предназначенной сети. Как правило, это приборы одной и той же фирмы. Примером могут служить устройства компании 360 Systems, подключенные в единую сеть D-net, которая позволяет ускорить обмен информацией в 8 раз. Если одним из направлений работы радиостанции является трансляция последних новостей, в которых используются прямые репортажи с мест событий, то в монтажной студии работают телефонные гибриды компании Telos.

Часто возникают проблемы, связанные с изменением напряжения питания (например, кратковременное пропадание питания, недостаточное или повышенное напряжение). Это может расстроить работу чувствительного звукового оборудования, а в худшем случае, повредить его. Во избежание подобных неприятностей используются высоконадежные сетевые фильтры и стабилизаторы (Power Conditioning) компании Furman.

Следует отметить, что приборы, рекомендуемые компанией MS-MAX, разработаны специально для вещания и отвечают всем сертификационным требованиям. Ими оборудовано более 85% существующих радиостанций.

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг текущий - 2.62 балл(ов) (Проголосовало 13 посетител(ей))
Отлично
   2
15%
Хорошо
   2
15%
Потянет
   3
23%
Неприятно
   1
7%
Глаза бы не видали
   5
38%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
06.10.2009 [21:49] olegskipper гость

eto ochen nuzhno snat


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 25,234, сегодня 3 Обновлено 12.10.2001 15:25:17
Статью прислал - Олег Коминский
Источник: http://www.625-net.ru/arch.htm

Партнеры

eXTReMe Tracker
Рейтинг@Mail.ru