HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP

Стабилизатор напряжения велофары

Если велосипедом приходится пользоваться в темное время суток, особенно в сельской местности, на нем устанавливают электрическое оборудование — велогенератор и фару. Но напряжение, вырабатываемое велогенератором, непостоянно и зависит от скорости движения. В какие-то моменты оно может превышать предельно допустимое рабочее напряжение лампы фары, что порою приводит к ее перегоранию. Если же лампа будет питаться стабилизированным напряжением, надежность работы и постоянство светового потока фары возрастут.

Конечно, стабилизатор напряжения велофары — не новинка, о некоторых вариантах его уже рассказывалось на страницах популярных журналов. Предлагаемое устройство (рис. 7.6) предназначено для питания лампы фары постоянным напряжением. Входное напряжение на стабилизатор подается с выпрямителя, выполненного на диодном мостике VD1 и сглаживающих конденсаторах CI, С2, Переменное же напряжение на мост поступает с велоге-нератора. При работе велогенератора выходное напряжение диодного моста может изменяться (на выводах конденсаторов) в широких пределах, но на выходе стабилизатора (т.е. на выводах лампы велофары) оно не превышает максимально допустимого напряжения лампы (3,5 В или 6 В — в зависимости от используемой лампы и сопротивления резистора R3).

Кроме указанных на схеме, можно использовать транзисторы КТ312А...КТ312В, КТ315А...КТ315И, любой из серии КТ503 (VT1): КТ815А...КТ815Г, КТ817А...КТ817Г, КТ805АМ, КТ805БМ (VT2); КТ361А...КТ361Д, любой транзистор из серии КТ502 (VT3). Диодный мост VD1 — любой из серии КЦ405, диод VD2 — любой с допустимым выпрямленным током не менее 0,3 А.

Налаживание стабилизатора сводится к подбору резистора R3 с таким сопротивлением, чтобы напряжение на лампе не превышало допустимого (3,5 или 6 В в зависимости от используемой лампы) даже при максимальном напряжении велогенератора. Следует заметить, что этой схеме присущи следующие недостатки: в стабилизаторе велико падение напряжения на диодах моста VD1, диоде VD2, эмиттерном переходе транзистора VT2, в результате чего для получения выходного напряжения стабилизатора 3,5 В на диодный мост должно поступать с велогенератора около 7 В. А это требует более быстрой езды.

В некоторых случаях помогает увеличение числа витков обмотки велогенератора или замена рабочего колесика велогенератора на другое, с меньшим диаметром.

Партнеры