HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Каталог схем и документации > Схемы наших читателей > Технологии обеспечения безопасности > Электронный переключатель скорости ленты магнитофона

Электронный переключатель скорости ленты магнитофона

Электронный переключатель скорости ленты предназначен для катушечного магнитофона, в котором для привода узла ведущего вала применен асинхронный электродвигатель КДР. Частоты вращения вала двигателя — 600, 1200 и 2400 мин-1, что позволяет получить любые три стандартные скорости ленты: 9,53; 19,05 и 38,1 см/с или 4,76; 9,53 и 19,05 см/с.

Предусмотрена возможность получения любой скорости ленты в пределах 6...40 см/с, что может пригодиться при использовании магнитофона в качестве ревербератора. Переключатель может работать и с электродвигателем КД-3,5, однако в этом случае придется от казаться от большей частоты вращения и сузить диапазон плавного изменения скорости ленты до 6...21 см/с.

Схема устройства

Устройство состоит из датчика частоты вращения (магнитная головка В1 и стальное зубчатое колесо на валу двигателя), усилителя-ограничителя (V1, V2), триггера Шмитта (Л1), формирователя пилообразного напряжения (V3), усилителя постоянного тока (А2) и регулирующего устройства (V4— V9), включенного в цепь питания двигателя ML

При работе двигателя ЭДС, наведенная в головке В1 при прохождении возле ее рабочего зазора зубьев стального колеса, поступает на вход усилителя-ограничителя (V1, V2), а с него — на вход триггера Шмитта (Л1). Сформированные им импульсы прямоугольной формы дифференцируются цепью R12C7 и поступают на базу транзистора V3, периодически открывая его на короткое время.

Во время действия продифференцированных импульсов конденсатор С8 быстро разряжается через участок эмиттер — коллектор транзистора V3, а в паузах между импульсами заряжается от источника питания через одну из последовательных цепей R13*, R14, R15*, R16, R17*, R18 или R19, R20. Сопротивление включенной переключателем 57 цепи определяет частоту вращения двигателя.

Постоянная составляющая пилообразного напряжения выделяется фильтром R21 R22 C9 и поступает на неинвертирующий вход ОУ А2, на инвертирующий вход которого подано небольшое напряжение смещения с делителя R24R23. Выходное напряжение ОУ А2 (оно может быть отрицательным, положительным или равным нулю) поступает на регулирующее устройство, собранное на составном транзисторе V4V5, участок эмиттер — коллектор которого выполняет функции управляемого резистора в диагонали моста V6—V9.

При отклонении частоты вращения в сторону уменьшения транзистор V3 открывается реже, постоянная составляющая на неинвертирующем входе ОУ А2 увеличивается. В результате увеличивается и положительное напряжение на выходе ОУ А2, открываются транзисторы V4, V5 и напряжение на двигателе M1l возрастает, благодаря чему увеличивается до номинальной и частота его вращения. При отклонении частоты вращения в сторону увеличения процесс протекает в противоположном направлении.

Электронный переключатель скорости ленты магнитофона

Для работы с описываемым устройством характеристику двигателя необходимо «смягчить», спилив для этого один из торцов «беличьей клетки» ротора. Магнитная головка может быть любой, но желательно высокоомной. Зубчатое колесо должно быть диаметром 66 мм и иметь 82 зуба.

Номинальные частоты вращения двигателя устанавливают подбором резисторов R13*, R15, R17 (движки резисторов R14, R16, R18 — в среднем положении) по частоте следования импульсов на выходе триггера Шмитта. Для частот вращения, указанных выше, частоты следования импульсов должны быть соответственно 800, 1600 и 3200 Гц. Скорости ленты в магнитофоне устанавливают -подстроечными резисторами R14, R16, R18.

Источник: Борноволоков Э. П., Фролов В. В. - Радиолюбительские схемы.

Партнеры