HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > DX-экспедиции > Особенности RDA экспедиции в зимний период или несколько советов для тех, кто впервые собирается выехать по районам

Особенности RDA экспедиции в зимний период или несколько советов для тех, кто впервые собирается выехать по районам



Автор: Василий, RA1ZZ/3
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

Особенности RDA экспедиции в зимний период или несколько советов для тех, кто впервые собирается выехать по районам.

Честно говоря, до этого не представлял, что в RDA экспедицию можно поехать и зимой. Но так как в этом году зима выдалась сами знаете какая, данную поездку нельзя назвать экстремальной.
В пятницу, 05.01.2007, днём я узнал, что в Обнинск к RA3XA приехал из Москвы RW3AFB и у него есть желание прокатиться по Калужским районам. Алексей, RW3XZ, к сожалению, не смог участвовать по семейным обстоятельствам. Так как я тоже проводил выходные дни в Обнинске, мне эта идея понравилась, и, созвонившись с RA3XA, было решено вечером по телефону обговорить детали поездки.
Мне предстояло составить примерный маршрут поездки с учётом редкости района. Зайдя на сайт RDA я не без сожаления обнаружил, что все близ лежащие к нам районы уже достаточно активированы (в основном нами же), а далеко ехать мы не могли. Лимит километража был определён в 150 км. С двумя – тремя остановками по расчётам поездка должна занять примерно 10 часов. В результате было выбрано 2 маршрута. Один с конечным пунктом в городе Алексин, Тульской обл., RDA TL-06, с подтверждаемостью 11.83%, другой – в Мосальском районе Калужской обл., RDA KG-22, с подтверждаемостью 10.85%. Так как дорога в сторону Юхнова RW3AFB была известна и у RA3RBL, хорошего знакомого AFB был не подтверждён Юхновский район, было решено ехать туда. Выезд был намечен на 6-30 утра в субботу от дома RA3XA.

Из аппаратуры у RW3AFB был трансивер FT-857 и 4 автомобильные антенны фирмы MFJ на 80, 40, 20 и 15 метров. С Игорем, RA3XDX заскакиваем вечером к RA3XAR и берём у него ещё одну антенну INV “V” на 20/40 метров (в последствии оказалось, что она на 40/80 метров).
В связи с чередой праздничных дней у меня сместился режим, так как я сам по образу жизни сова и люблю поздно ложиться спать, если есть такая возможность. В связи с этим у меня возникли проблемы со сном, как раз в том момент, когда надо было выспаться и рано встать. Плюс, сыграла некое волнение перед поездкой, и после нескольких часов безрезультатных попыток уснуть, за час до будильника я встал и пошёл делать кофе. Оставалась надежда поспать в машине. Позже оказалось, что я был не единственный, кто не мог уснуть.

И вот все мы (Александр RW3AFB, Валерий RA3XA, Игорь RA3XDX и я) в сборе, без опозданий, на Москвиче 2141 выдвигаемся по дорогам Калужской области. Погода вроде не подвела, за окном где-то около -4, временами небольшой снежок. Решено было сначала отработать два основных района, KG-30 и KG-22 , а на обратном пути, в зависимости от того, сколько останется времени, сделать одну или две остановки в менее редких районах.

Первая остановка – Юхновский район, KG-30. Место нашли довольно быстро – рядом с дорогой небольшая полянка для отдыха неподалёку от самого Юхнова. Быстро прицепив автомобильную антенну на двадцатку (в движении мы не работали) и развернув на багажнике “шек” приступили к работе, параллельно устанавливая INV “V”. Она оказалась не на 20/40, как мы предполагали, а на 40/80 метров, и на 20 получалось большое КСВ, да и по приёму она чуть уступала автомобильной, в среднем на пол балла.
Чистый лист журнала стал быстро пополняться позывными, по большей части знакомыми, активными участниками RDA программы. Многие благодарили за новый район. Как ни странно, в этот день мы были не одни, кто работал в полевых условиях из редких районов RDA.
После получаса, когда темп заметно упал, переходим на 40м на автомобильную антенну. Темп снова возобновляется, но тоже не надолго. Пробуем включить INV “V”. Разницы практически нет, на приём INV “V” чуть лучше. По прибору видим, что отдача на автомобильную антенну больше, чем на INV “V”, но на трансивере не можем найти, как переключить индикатор в положение КСВ. Переходим снова на 20, но темп невысокий, ощущаем, что слышат нас неважно, хотя прохождение вроде бы есть, эфир кристально чист и уровень сигналов нас зовущих станций редко был ниже 59. Приходилось давать по несколько раз CQ в ожидании вызова. Из общения с корреспондентами узнаём, что некоторые нас вообще не слышат.
Не смотря на то, что температура не очень низкая, потихоньку начинаем замерзать, и решаем покинуть этот район. В логе 100 с небольшим QSO. Заскакиваем в город Юхнов, что бы немного перекусить, и едем дальше в Мосальский район, RDA KG-22. Он самый “редкий” из тех, которые мы сегодня посетим.

Останавливаемся в близи братской могилы, на пригорке. Вторую антенну решили не разворачивать. Толи из-за того, что в этот раз мы встали на более удачном, открытом месте, толи потому что прохождение улучшилось, или район представлял больший интерес, нас стали активней звать, и чувствовалось, что слышать нас стали лучше. Попеременно меняем диапазоны и через пол часа в логе уже более 80 QSO. Пока мы с Игорем давали новый район, Валерий с Александром изучали местную достопримечательность и исследовали близ лежащую местность. Рядом со вспаханным полем, которое находилось не вдалеке от могилы, они обнаружили останки погибших и 2 патрона со времён ВОВ.
Через два часа работы в эфире темп сильно упал, и мы решили тронуться в обратный путь, проведя из KG-22 около 150 QSO.

Стало темнеть, и мы решили сделать ещё только одну остановку в RDA KG-14. Встали недалеко от села, на обочине дороги рядом с карьером. К тому времени прохождение на 20 на Россию уже закончилось, а на 40 начались украинские молодёжные соревнования, и пробиться через их “стену” было практически невозможно. Даже не помогала информация в кластере (TNX UA3XAC). Тут я в очередной раз пожалел, что мы не взяли с собой телеграфный ключ! На 20 метров подходила Европа, но очень вяло, наверное, потому что нас не громко было слышно. Зато мы принимали всех просто великолепно! Не проведя и 30 QSO, мы отправились домой.

Хоть данный выезд, может быть, получился и не очень продуктивным в плане количества проведённых QSO и активированных районов, но мы получили массу удовольствия от поездки и осознание того, что благодаря нам, многие RDA-охотники смогли закрыть “чёрные пятна” в своём “most-wanted” добавляло уверенности, что “всё это не зря”! Примерно в 19 часов мы уже были в Обнинске, уставшие, голодные, замёрзшие, но довольные и удовлетворённые.

Из основных минусов нынешней нашей поездки можно выделить следующие:


- практически не было времени на подготовку, большинство решений было принято спонтанно, в том числе выбор районов и маршрут.
- не были проверены антенны, в частности INV “V”
- не было CW.

Вот некоторые моменты, на которые хотелось бы обратить внимание для тех, кто впервые решился отправиться в RDA экспедицию.


- небольшую RDA экспедицию можно совершить без особой подготовки и при минимальных затратах. Всё, что вам необходимо, это транспортное средство (желательно автомобиль, конечно), трансивер, моток провода и желание.
-оптимальный состав для такой поездки, мне кажется, 2-3 человека, максимум 4, если ехать на одной машине. Большее количество человек ещё хуже тем, что приходится подолгу ждать своей очереди к трансиверу.
- все материальные расходы на экспедицию можно свести к минимуму, а именно - бензин/керосин и питание в дороге, что, в общем, с расчётом на 2-4 человека не так уж и много выходит.
- в качестве антенны я бы посоветовал использовать INV “V” (40 и 20 метров, можно сделать и на 80м), проста в изготовлении и установке и довольно эффективна даже при минимальной высоте подвеса. Два плеча примерно по 5 метров (на 20) и два плеча по 10 метров (на 40) запитываются одним кабелем. Установку антенны удобно производить следующим образом: берём длинную верёвку, один конец привязываем к антенне, в месте крепления кабеля, а к другому концу грузик, например плоскогубцы, и перекидываем его как можно выше через сук близ стоящего дерева так, что бы он возвратился обратно на землю (но не на голову). Теперь отвязываем грузик, подтягиваем этот конец и привязываем его к стволу этого же дерева. Оттягиваем плечи примерно под 45 градусов при помощи верёвок, прижимаем их к земле камнями или другими подручными средствами и антенна готова. На эту процедуру по-хорошему у вас должно уйти не более получаса. Можно использовать дельту. По эффективности в полевых условиях, судя по опыту, она чуть превосходит INV “V” но и возни с ней чуть больше. Натягивается она также, как INV “V” за один или два угла поочерёдно (можно и за три, если позволяет рельеф). Желательно иметь также портативный КСВ-метр для определения резонансной частоты уже установленной антенны. Очень удобен вариант и с автомобильной антенной, он даёт возможность работать прямо на ходу.
- В качестве питания можно использовать автомобильный аккумулятор, можно поставить параллельно ему конденсатор большой ёмкости для сглаживания просадки напряжения при работе на передачу CW.
- не забудьте взять с собой разрешение на эксплуатацию любительской аппаратуры (лицензию) и, желательно, документы на саму радиостанцию во избежание недоразумений с милицией.
- на сайте RDA можно посмотреть список “MOST WANTED” районов, которые наиболее редки для соискателя, и спланировать маршрут с учётом этого списка. Также на этом сайте можно посмотреть карты областей с номерами районов. Можно остановиться на границе двух районов, что позволит активировать поочерёдно сразу 2 RDA, не меняя места дислокации, что серьёзно сэкономит время.
- желательно заранее скинуть в рефлектор или другой Интернет источник информацию об экспедиции: предполагаемые районы, диапазоны и время работы. Это увеличит шансы тех, кто “охотится” за нужным районом.
- придерживайтесь RDA частот: 3.520, 3.620, 7.020, 7080, 14.020, 14180. Основная масса охотников за редкими районами “пасется” именно в пределах этих частот и есть большая вероятность того, что вас в скором времени закинут в кластер, что обеспечит вам хороший “зов”.
- Если вы планируете посетить очень редкий район и для многих активных RDAшников он представляет интерес, но вас слабо слышат из за плохого прохождения или маленькой мощности, в таком случае хорошо иметь поддержку на “большой земле” в лице знакомого радиолюбителя, который давал бы своевременную информацию о вашем местонахождении, по эфиру или в чат, и периодически спотил вас.
- так как популярность RDA программы давно перешагнула границы СНГ и даже континента, многие зарубежные корреспонденты также будут рады провести с вами QSO. Поэтому не забудьте взять с собой телеграфный ключ, и звон зовущих станций на вашей частоте вам обеспечен.
- не бойтесь работать на 80м! Вечером в телеграфе мы собирали очень хорошие толпы зовущих на RDA частоте!
- ну и конечно, самое основное в RDA экспедиции - это рассылка карточек, ведь об успехе экспедиции можно говорить не по количеству активированных районов и проведённых радиосвязей, а по числу людей, которым были подтверждены эти районы. Судя по своему опыту, хочу посоветовать самостоятельно разослать QSL за ВСЕ проведённые радиосвязи. Ведь, как правило, основная масса QSO будет проведена непосредственно с охотниками RDA, которым необходима ваша QSL. По условию RDA программы в таких ситуациях разрешено использовать свои QSL, от руки дописывая /Р или /М. Также можно на один бланк вписывать несколько QSO, проведённых с одним и тем же корреспондентом, но из разных районов, напротив каждой связи указывая номер RDA.

Хочу поблагодарить всех, кто звал нас и поддерживал, помогал при проведении QSO. TNX RW3XZ и UA3XAC за Интернет поддержку. Спасибо RW3AFB и RA3XA что взяли нас с Игорем! Карточки будут всем отправлены через бюро. Нет необходимости отвечать на нашу QSL! Можно делать запрос по e-mail RW3XZ.
До встречи в эфире, 73!
Заходите на мой сайт http://ra1zz.narod.ru
DE: RA1ZZ/3

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг текущий - 5.00 балл(ов) на основе 1 мнения
Отлично
   1
100%
Хорошо
   0
0%
Потянет
   0
0%
Неприятно
   0
0%
Глаза бы не видали
   0
0%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 6,367, сегодня 1 Обновлено 02.02.2007 13:32:32
Статью прислал -

Партнеры