HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Прочее > ЛИМОНАДНАЯ ПОСАДКА ТУ-134

ЛИМОНАДНАЯ ПОСАДКА ТУ-134



Автор: Игорь Ильчишин, текст прислал Сергей Матвеев UA1OSM
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Прочее"
автор Игорь Ильчишин, штурман МИГ-31 и ТУ-134А, г. Архангельск.
(с некоторыми изменениями, уточнениями и дополнениями автора, после того, как он увидел свой рассказ на сайте QRZ.RU)

Игорь Ильчишин

В ходе перестройки - в начале 90-х годов, когда нашу армию уважал весь мир, и побаивались наши недруги, - "доморощенные" политики начали ее усиленно разваливать. Наша северная граница была дотоле надежно защищена полками современнейших МиГ-31 и Су-27. С них-то у нас и начали…

Приехал я из отпуска, а меня приглашают в дивизию на собеседование по вопросу сокращения. Было мне тогда 40 лет от роду. 20 лет службы, 40 - выслуги. Не стал я унижаться и доставлять штабникам удовольствия,- написал рапорт и ушел.

Обратился в Архангельское авиапредприятие, и меня без всякой волокиты взяли штурманом на Ту-134. Прошел переучивание в г. Ульяновске и приступил к полетам. За два месяца налет составлял, как на МиГе - за год. Где только я не побывал за это время: Ташкент и Новосибирск, Баку и Львов, Крым и Прибалтика. Экипаж попался из опытных, порядочных и честных ребят. Все бы ничего, но…

Наступило 7 мая 1994 года. У нас в это время солнце почти не заходит. Предстояло выполнить простой рейс Архангельск-Москва и обратно. Погода с утра-отличная, видимость миллион на миллион. Обошли диспетчера, метео, врача стартового здравпункта, которая одновременно и есть моя жена, Валентина Викторовна. Обнял ее, поцеловал (чего раньше, уходя в рейс, не делал) и улетел.

До Москвы можно было лететь визуально, без карты, небо - нежно-голубое, с дымкой у земли.
Из Шереметьева, простучав колесами по бетонным плитам, взяли курс на Архангельск. Позже некоторые из пассажиров будут говорить, что слышали при разбеге какие-то нехарактерные стуки. Чушь и бравада все это, ибо пилоты с моим стажем (а ребята с гражданской авиации летают намного больше) услышат и различат мгновенно любой нехарактерный стук или удар на любом участке полета,- а никто из нас ничего не слышал.

Все шло нормально, пока не приступили к снижению и стали выпускать шасси. Рассчитываю курс к третьему развороту, и докладываю Николаю Фишову-нашему второму пилоту,- он управляет кораблем. Жорж Алексеевич Елисеев - командир - за всем на контроле.

Точка выпуска шасси. Теперь работает бортмеханик Юра Биркин. Слышу его доклад: не вышла правая стойка. Ребята пробуют убрать и выпустить еще раз-аналогично.

Доклад командира на землю. Запас топлива позволяет продержаться в воздухе не менее одного часа. Обстановка - спокойная, время есть. Пытаемся разобраться, в чем дело. Вытащили "Руководство по эксплуатации", читаем все по пунктам и действуем - бесполезно.

По инструкции - если шасси не вышло после трех попыток, то оно уже и не выйдет. К этому времени начинаем понимать, что к нашему диспетчеру на земле подъехали "помощники", - поступают команды одна нелепее другой, на что наш умница командир не выдерживает и говорит в эфир:- "Я лечу на Ту-134, а не на Ан-24", в ответ КДП замолкает на некоторое время.
Заставили нас выполнить еще несколько попыток, в результате чего не вышла и не встала на замок также и передняя стойка (выдавили из бачка всю гидросмесь).

А вот теперь дело приняло серьезный оборот. Мгновенно вспыхивает ярость, закипает злость. Что же мы за люди такие-не имеем понятия, а лезем командовать и руководить? Ладно бы на земле - а ведь у нас кроме нас самих - 64 пассажира, и, как всегда, еще и дети! Среди пассажиров-сам Давид Пашаев, Герой Соцтруда, директор Севмаша, на борту.

К этому времени стюардессы уже подготовили пассажиров и салон к аварийной посадке. Люди знают, в чем дело. Командир отправляет меня посмотреть, как дела в салоне. Выхожу. Вижу, что кресла напротив аварийных люков освобождены. Лица у всех сосредоточены, а люди смотрят на меня с надеждой и мольбой. Какая-то женщина взяла меня за руку и говорит: "Постой со мной, мне будет легче". Дальше вижу - сидят в несколько рядов молодые, и, как мне показалось, очень крепкие ребята, и один из них говорит мне: "Командир, иди, занимайся своим делом, здесь будет порядок". Глядя на его мускулистые руки, я понял, что здесь действительно будет порядок, и никакой паники. Оказалось, это были наши гражданские моряки, некоторые летели домой из-за границы. Ну как не гордиться такими ребятами? А самолет летит, топливо тает, гидробачок пустой.

Я прекрасно понимаю, что произойдет после касания самолетом полосы без основной и передней стоек на скорости 190 км/час - мясорубка начнется. Сел я в кабину, одел свою военную кожаную куртку, застегнулся. Это на случай, если начнет нас рвать на части, то чтоб у жены была возможность хоть фрагменты мои собрать. Почему-то подумалось, что похоронят меня на родной Украине возле деда, ведь все знали, что мы с дедом были друзья. Жена, думаю, через пять лет выйдет замуж, сын уже почти взрослый, не пропадет. И стало мне все безразлично, сердце задеревенело. Пролетел очередной круг над полосой, посмотрел на свой балкон, и такой он мне показался чужой и ненужный, а земля - совсем нежеланной. Никого я больше не вспоминал, и не проносилась передо мной прожитая жизнь. Чувства и эмоции пропали. И понял я, что ни себя, ни других мне уже не жаль.

И тут Юра Биркин вдруг предлагает залить в бачок, что за креслом второго пилота, имеющуюся на борту жидкость. Девочки принесли весь лимонад, но этого оказалось недостаточно. Обратились к пассажирам. Люди начали отдавать кока- и пепси-колу, какой-то мужчина принес две бутылки - водку, вино. Юра осмотрел и вежливо, с юмором, ответил, что такую жидкость жалко выливать, а надо бы оставить до лучших времен. Залили, и начали вручную создавать давление, так как автоматика почему-то не работала.

А его надо довести до 240 атм. Работаем поочередно ручкой, чуть ли не до потери сознания, а давления нет и нет. Силы покидают, а еще нервное напряжение! Потом Юра говорит: " Ребята, я забыл закрыть горловину!"

Ну что тут скажешь?

Закрыл, а силы уже не те. И пошел Юра в салон за помощью. Обратился к одному здоровяку, а тот показывает, что по-русски не понимает. "Да на кой мне нужен твой язык?" и пригласил его в кабину. Здоровяком оказался индус - быстро создал нужное давление.

А мы уже на прямой, входим в глиссаду. Керосина осталось, что называется - пару ведер. Еще одна попытка выпустить переднюю стойку- получилось!!!

(Хоть длилось это, кажется, вечность)

Все. Снижаемся. Меня, как и положено в аварийных случаях, убирают из штурманской кабины. Иди-говорит командир, - и если что, расскажешь, как было дело. Я , Игорек, тоже жить хочу…

Обнял я ребят и оставил их одних.

Юра позже будет шутить - "Плохо без штурмана, теперь все битые стекла полетят на меня". Выпускают закрылки. Проходим дальний привод, ближний, ювелирное касание бетонной полосы, пробег. Самолет за счет скорости и подъемной силы еще держится, потом опускается на израненное полукрыло, нас сбрасывает в грязь на запасной полосе и начинает вращать. Носовую стойку срезает моментально от удара об автодорогу. Хорошо, что я уже далеко от своего штурманского места - мне бы там не поздоровилось!

В кабине мгновенно наступает темнота-иллюминаторы забрызганы грязью, и в то же время видно, как самолет обволакивает пена. Это уже работают пожарные. Из салона слышны возгласы:"Ура!" "Живем!" Буквально за полторы минуты самолет опустел. Люди покидали его через основной и запасные выходы быстро и без паники.

Если вы видели фильм "Экипаж", то на деле все происходит совсем не так. Ничего люди с собой не берут, а спасают жизнь.

В подтверждение скажу, что после аварии к нам подошла одна женщина и попросила забрать из салона свою сумочку, в которой было семь миллионов рублей.

Самолет опустел, остались на борту командир и я. Опять обнялись и вышли из самолета.
Первое, что я увидел, это бегущих и всех в грязи, мою жену, и за ней - моих знакомых ребят - офицеров авиаполка, бывших сослуживцев по второй истребительной эскадрилье. Посыпались радостные возгласы, шутки и смех. Такое не забывается.

Почему я об этом говорю? Да потому, что представителей нашего Аэрофлота, к сожалению, никого "в первых рядах" не было. Некоторые из них в это время сопровождали главу администрации Павла Балакшина, который бросил все свои дела и приехал на аэродром. Он-то нас и встретил, обнял и со слезами на глазах благодарил.

А дальше? Дальше пошли объяснительные. Причину отказа шасси обнаружили быстро. Оказывается, заправочный штуцер, который находился в стойке правого шасси, от старости лет оторвало, и эта болванка, под давлением 240 атмосфер, вылетела и перебила трубопроводы с гидросмесью. На второй день наш экипаж отправили в Москву в Шереметьево искать эту болванку. Нашли мы ее. Но наше ли это было дело?

И если бы не генерал-майор авиации, который возглавлял комиссию по расследованию этого происшествия, то наверняка во всем обвинили бы нас самих. Ведь почему-то все записи переговоров нашего экипажа с землей оказались стертыми, несмотря на исправную аппаратуру. Я лично был свидетелем, как генерал поставил на место инженера, пытавшегося обвинить нас. С этого момента нас больше никто не вызывал. Наградили денежной премией от имени Аэрофлота, пригласили в администрацию области и тоже дали денежное вознаграждение. Всем присвоили звание "Отличник Аэрофлота", а командиру (парадокс!) -повторно.

Дали еще немного полетать и всех подвели под сокращение.

А мы продолжаем встречаться 7 мая и отмечать свой второй день рождения.
Вот и вся история.

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг текущий - 4.90 балл(ов) (Проголосовало 40 посетител(ей))
Отлично
   39
97%
Хорошо
   0
0%
Потянет
   0
0%
Неприятно
   0
0%
Глаза бы не видали
   1
2%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
11.11.2013 [10:23] Вениамин гость

История создания самолёта ТУ-134. Первый опытный самолёт ТУ-124А/ ТУ-134 поднялся в воздух 50 лет назад-29 июля1963 года.Во главе экипажа Александр Калина. Первый серийный самолет с бортовым номером СССР-65602 , оснащённый двигателем Д-30 с тягой 6800кг поднялся в воздух 21 июля1966 года.Первый рейс на внутренних линиях состоялся 3 сентября 1967 года по маршруту Внуково-Сочи, сначала выполнялись только грузовые рейсы. 9 ноября 1968 года ТУ-134 получил первый зарубежный сертификат в Польше..В 1980 году появилась модификация самолета ТУ-134Б с повышенной вместимостью до 80 человек.Самолёт выпускался на Харьковском авиазаводе.Расход топлива 2.3 тонны в час при полете с крейсерской скоростью на высоте 10000 м.Первоначальный срок службы составлял 30 000 часов и 20 000 вылетов,однако реально он выше.


12.02.2011 [23:06] николай гость

'Андрей' оставьте свой телефон , Игорю перезвоню , и , если он захочет, то свяжется с Вами сам


30.01.2011 [15:57] Андрей гость

Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста как связаться с Игорем Ильчишиным я его дальний родственник! Хочу наладить контакт. Спасибо.


23.05.2010 [22:56] Pilot гость

Игорюха дорогой всем привет всем помним. Всё знаем с праздником Троицы ХРАНИ ВАС БОГ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ.С уважением Эдуард.


07.05.2010 [10:36] Игорь Ильчишин гость

Поздравляю всех с величайшим праздником СОВЕТСКОГО НАРОДА- 65-летием ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Будем достойны памяти наших дедов, отцов и матерей. У нас есть чем и кем гордиться. Будем жить гордо и достойно! А сегодня пока 7-е мая. Ребята,прошло 16 лет. Грустно что так бежит время, но ведь мы живы и все помним. Звонил Жоржу Алексеевичу-молчит. Поговорили с Колей. Передает всем добрые пожелания. Сегодня в 15.00 в аэропорту Талаги будет официальное прощание с легендарным труженником и крепышом ТУ-134. Поеду обязательно. Всем хороших праздников.


26.03.2010 [15:16] Денис гость

Папа ты мой герой !


05.08.2009 [00:23] pilot0708 гость

Всё правильно господа-товарищи. А ещё прикол,что бортпроводникам денег дали в администрации области один оклад вроде я уже и не помню. А то что в салоне паники не было вещи - т.е ручная кладь была убрана проходы свободные и т.д короче как учили. Всё по инструкции как положено. И все бортпроводники работали чётко. Работайте - летайте - это любовь в небо. А остальное всё ерунда. Экипаж правда классный был. Всё от командира Жорж Алексеевич - душа человек. Таких правда поискать. Огромный привет экипажу помним всех.


29.05.2009 [17:29] Елисеев Денис гость

НАДО ФИЛЬМ СНЯТЬ ПРО ЭТОТ ПОЛЕТ !!!


30.09.2008 [20:21] Фишов Николай гость

Если кто еще жив , всем от меня привет из Калининграда. Мечтаю встретиться.Спасибо ,что вы у меня были ,что я с вами работал.


16.08.2008 [18:32] Выдренок Олег гость

Игорь! Привет! Я восхищён тем, что и как ты написал! Молодец, прочитал написанное, как будто сам это всё пережил! Спасибо, вот такие рассказы, да ещё от первого лица, нужны, чтобы они где-то были опубликованы, чтобы их могди прочитать хоть кто-нибудь, чтобы они остались в нашей памяти. Завтра Сашка Патрикеев вернётся из поездки на Селигер, я ему подскажу, где прочитать твой рассказ. У тебя хороший язык повествования, не пропадай, появляйся на нашей ветке Ту-128, что-нибуди пиши, это ведь очень интересно. У меня даже дети читают эту ветку, им всё это интересно. Время бежит, мы уйдём, кто всё это ещё кроме нас может рассказать, как это всё тогда было! Олег


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 28,113, сегодня 6 Обновлено 11.11.2001 12:41:54
Статью прислал - Игорь Ильчишин, текст прислал Сергей Матвеев UA1OSM

Партнеры

eXTReMe Tracker
Рейтинг@Mail.ru