HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Прочее > ЛИМОНАДНАЯ ПОСАДКА ТУ-134

ЛИМОНАДНАЯ ПОСАДКА ТУ-134



Автор: Игорь Ильчишин, текст прислал Сергей Матвеев UA1OSM
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Прочее"
автор Игорь Ильчишин, штурман МИГ-31 и ТУ-134А, г. Архангельск.
(с некоторыми изменениями, уточнениями и дополнениями автора, после того, как он увидел свой рассказ на сайте QRZ.RU)

Игорь Ильчишин

В ходе перестройки - в начале 90-х годов, когда нашу армию уважал весь мир, и побаивались наши недруги, - "доморощенные" политики начали ее усиленно разваливать. Наша северная граница была дотоле надежно защищена полками современнейших МиГ-31 и Су-27. С них-то у нас и начали…

Приехал я из отпуска, а меня приглашают в дивизию на собеседование по вопросу сокращения. Было мне тогда 40 лет от роду. 20 лет службы, 40 - выслуги. Не стал я унижаться и доставлять штабникам удовольствия,- написал рапорт и ушел.

Обратился в Архангельское авиапредприятие, и меня без всякой волокиты взяли штурманом на Ту-134. Прошел переучивание в г. Ульяновске и приступил к полетам. За два месяца налет составлял, как на МиГе - за год. Где только я не побывал за это время: Ташкент и Новосибирск, Баку и Львов, Крым и Прибалтика. Экипаж попался из опытных, порядочных и честных ребят. Все бы ничего, но…

Наступило 7 мая 1994 года. У нас в это время солнце почти не заходит. Предстояло выполнить простой рейс Архангельск-Москва и обратно. Погода с утра-отличная, видимость миллион на миллион. Обошли диспетчера, метео, врача стартового здравпункта, которая одновременно и есть моя жена, Валентина Викторовна. Обнял ее, поцеловал (чего раньше, уходя в рейс, не делал) и улетел.

До Москвы можно было лететь визуально, без карты, небо - нежно-голубое, с дымкой у земли.
Из Шереметьева, простучав колесами по бетонным плитам, взяли курс на Архангельск. Позже некоторые из пассажиров будут говорить, что слышали при разбеге какие-то нехарактерные стуки. Чушь и бравада все это, ибо пилоты с моим стажем (а ребята с гражданской авиации летают намного больше) услышат и различат мгновенно любой нехарактерный стук или удар на любом участке полета,- а никто из нас ничего не слышал.

Все шло нормально, пока не приступили к снижению и стали выпускать шасси. Рассчитываю курс к третьему развороту, и докладываю Николаю Фишову-нашему второму пилоту,- он управляет кораблем. Жорж Алексеевич Елисеев - командир - за всем на контроле.

Точка выпуска шасси. Теперь работает бортмеханик Юра Биркин. Слышу его доклад: не вышла правая стойка. Ребята пробуют убрать и выпустить еще раз-аналогично.

Доклад командира на землю. Запас топлива позволяет продержаться в воздухе не менее одного часа. Обстановка - спокойная, время есть. Пытаемся разобраться, в чем дело. Вытащили "Руководство по эксплуатации", читаем все по пунктам и действуем - бесполезно.

По инструкции - если шасси не вышло после трех попыток, то оно уже и не выйдет. К этому времени начинаем понимать, что к нашему диспетчеру на земле подъехали "помощники", - поступают команды одна нелепее другой, на что наш умница командир не выдерживает и говорит в эфир:- "Я лечу на Ту-134, а не на Ан-24", в ответ КДП замолкает на некоторое время.
Заставили нас выполнить еще несколько попыток, в результате чего не вышла и не встала на замок также и передняя стойка (выдавили из бачка всю гидросмесь).

А вот теперь дело приняло серьезный оборот. Мгновенно вспыхивает ярость, закипает злость. Что же мы за люди такие-не имеем понятия, а лезем командовать и руководить? Ладно бы на земле - а ведь у нас кроме нас самих - 64 пассажира, и, как всегда, еще и дети! Среди пассажиров-сам Давид Пашаев, Герой Соцтруда, директор Севмаша, на борту.

К этому времени стюардессы уже подготовили пассажиров и салон к аварийной посадке. Люди знают, в чем дело. Командир отправляет меня посмотреть, как дела в салоне. Выхожу. Вижу, что кресла напротив аварийных люков освобождены. Лица у всех сосредоточены, а люди смотрят на меня с надеждой и мольбой. Какая-то женщина взяла меня за руку и говорит: "Постой со мной, мне будет легче". Дальше вижу - сидят в несколько рядов молодые, и, как мне показалось, очень крепкие ребята, и один из них говорит мне: "Командир, иди, занимайся своим делом, здесь будет порядок". Глядя на его мускулистые руки, я понял, что здесь действительно будет порядок, и никакой паники. Оказалось, это были наши гражданские моряки, некоторые летели домой из-за границы. Ну как не гордиться такими ребятами? А самолет летит, топливо тает, гидробачок пустой.

Я прекрасно понимаю, что произойдет после касания самолетом полосы без основной и передней стоек на скорости 190 км/час - мясорубка начнется. Сел я в кабину, одел свою военную кожаную куртку, застегнулся. Это на случай, если начнет нас рвать на части, то чтоб у жены была возможность хоть фрагменты мои собрать. Почему-то подумалось, что похоронят меня на родной Украине возле деда, ведь все знали, что мы с дедом были друзья. Жена, думаю, через пять лет выйдет замуж, сын уже почти взрослый, не пропадет. И стало мне все безразлично, сердце задеревенело. Пролетел очередной круг над полосой, посмотрел на свой балкон, и такой он мне показался чужой и ненужный, а земля - совсем нежеланной. Никого я больше не вспоминал, и не проносилась передо мной прожитая жизнь. Чувства и эмоции пропали. И понял я, что ни себя, ни других мне уже не жаль.

И тут Юра Биркин вдруг предлагает залить в бачок, что за креслом второго пилота, имеющуюся на борту жидкость. Девочки принесли весь лимонад, но этого оказалось недостаточно. Обратились к пассажирам. Люди начали отдавать кока- и пепси-колу, какой-то мужчина принес две бутылки - водку, вино. Юра осмотрел и вежливо, с юмором, ответил, что такую жидкость жалко выливать, а надо бы оставить до лучших времен. Залили, и начали вручную создавать давление, так как автоматика почему-то не работала.

А его надо довести до 240 атм. Работаем поочередно ручкой, чуть ли не до потери сознания, а давления нет и нет. Силы покидают, а еще нервное напряжение! Потом Юра говорит: " Ребята, я забыл закрыть горловину!"

Ну что тут скажешь?

Закрыл, а силы уже не те. И пошел Юра в салон за помощью. Обратился к одному здоровяку, а тот показывает, что по-русски не понимает. "Да на кой мне нужен твой язык?" и пригласил его в кабину. Здоровяком оказался индус - быстро создал нужное давление.

А мы уже на прямой, входим в глиссаду. Керосина осталось, что называется - пару ведер. Еще одна попытка выпустить переднюю стойку- получилось!!!

(Хоть длилось это, кажется, вечность)

Все. Снижаемся. Меня, как и положено в аварийных случаях, убирают из штурманской кабины. Иди-говорит командир, - и если что, расскажешь, как было дело. Я , Игорек, тоже жить хочу…

Обнял я ребят и оставил их одних.

Юра позже будет шутить - "Плохо без штурмана, теперь все битые стекла полетят на меня". Выпускают закрылки. Проходим дальний привод, ближний, ювелирное касание бетонной полосы, пробег. Самолет за счет скорости и подъемной силы еще держится, потом опускается на израненное полукрыло, нас сбрасывает в грязь на запасной полосе и начинает вращать. Носовую стойку срезает моментально от удара об автодорогу. Хорошо, что я уже далеко от своего штурманского места - мне бы там не поздоровилось!

В кабине мгновенно наступает темнота-иллюминаторы забрызганы грязью, и в то же время видно, как самолет обволакивает пена. Это уже работают пожарные. Из салона слышны возгласы:"Ура!" "Живем!" Буквально за полторы минуты самолет опустел. Люди покидали его через основной и запасные выходы быстро и без паники.

Если вы видели фильм "Экипаж", то на деле все происходит совсем не так. Ничего люди с собой не берут, а спасают жизнь.

В подтверждение скажу, что после аварии к нам подошла одна женщина и попросила забрать из салона свою сумочку, в которой было семь миллионов рублей.

Самолет опустел, остались на борту командир и я. Опять обнялись и вышли из самолета.
Первое, что я увидел, это бегущих и всех в грязи, мою жену, и за ней - моих знакомых ребят - офицеров авиаполка, бывших сослуживцев по второй истребительной эскадрилье. Посыпались радостные возгласы, шутки и смех. Такое не забывается.

Почему я об этом говорю? Да потому, что представителей нашего Аэрофлота, к сожалению, никого "в первых рядах" не было. Некоторые из них в это время сопровождали главу администрации Павла Балакшина, который бросил все свои дела и приехал на аэродром. Он-то нас и встретил, обнял и со слезами на глазах благодарил.

А дальше? Дальше пошли объяснительные. Причину отказа шасси обнаружили быстро. Оказывается, заправочный штуцер, который находился в стойке правого шасси, от старости лет оторвало, и эта болванка, под давлением 240 атмосфер, вылетела и перебила трубопроводы с гидросмесью. На второй день наш экипаж отправили в Москву в Шереметьево искать эту болванку. Нашли мы ее. Но наше ли это было дело?

И если бы не генерал-майор авиации, который возглавлял комиссию по расследованию этого происшествия, то наверняка во всем обвинили бы нас самих. Ведь почему-то все записи переговоров нашего экипажа с землей оказались стертыми, несмотря на исправную аппаратуру. Я лично был свидетелем, как генерал поставил на место инженера, пытавшегося обвинить нас. С этого момента нас больше никто не вызывал. Наградили денежной премией от имени Аэрофлота, пригласили в администрацию области и тоже дали денежное вознаграждение. Всем присвоили звание "Отличник Аэрофлота", а командиру (парадокс!) -повторно.

Дали еще немного полетать и всех подвели под сокращение.

А мы продолжаем встречаться 7 мая и отмечать свой второй день рождения.
Вот и вся история.

Просмотров всего 30,270, сегодня 5 Обновлено 11.11.2001 12:41:54
Статью прислал - Игорь Ильчишин, текст прислал Сергей Матвеев UA1OSM

Отредактировать текст этой статьи?

Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.91 балла на основе 44 мнений
Отлично
 43
97%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
2%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 22

АЧ
Алексей Чепахинбыл 5 месяцев назад
27.01.2017 22:20

Одна женщина при каждом заходе обматывала голову и засовывала в рот газету.Помимо этого ставила в проход сумку.Ей проводницы каждый раз объясняли как нужно себя вести.Когда приземлились все закричали ура. Когда снизилась скорость и провалилось правое крыло, а потом еще и передняя стойка сложилась ,самолет забросило и стекла забило грязью.Правое крыло было в луже.Экипаж всех пассажиров, как надо эвакуировал.Было все отработано.Был правда один пассажир,который рвался назад и кричал,где мой дипломат?Последние самолет покидали члены экипажа.И еще.Когда шли переговоры диспетчера с экипажем,то там многое советовали,но командир сказал что он действует согласно рлэ .Это мне рассказывали ребята с маповского самолета 46839.Они слушали все переговоры и были в курсе. Огромное спасибо всем членам экипажа и командиру. 7мая праздную как второй день рождения


АЧ
Алексей Чепахинбыл 5 месяцев назад
27.01.2017 21:52

Здравствуйте! Спустя столько лет я прочитал эту статью.Надо было раньше.Дело в том, что я летел этим самолетом из МОСКВЫ рейс 2315 7 мая 1994 года-это я запомню на всю жизнь.Статья хорошая и могу добавить свои впечатления.Я сидел в 5 ряду.Рядом со мной сидел бортмеханик АН-12.Когда самолет рулил по рулежке ,то хлопок глухой все-таки был,просто большинство не придали этому значения,просто переглянулись.Когда давали показания ,то это видимо учли, т.к. крышку нашли в тот же день на рулежке в Москве. Теперь о самой обстановке в салоне самолета.Бортпроводницы- молодцы .Всех подготовили,показали ,как надо сидеть при посадке.До этого спросили кто работает в системе Аэрофлота.Оказался я и бортмеханик.Сказали ,чтобы мы,после посадки помогали у запасного выхода.Когда попросили у пассажиров какую-нибудь жидкость ,я отдал 2 бутылки пепси.Вез своим детишкам,они еще тогда мелкие были.В общем-то все отнеслись к этому серьезно и предлагали все что льется.


 
Вениамингость
11.11.2013 10:23

История создания самолёта ТУ-134. Первый опытный самолёт ТУ-124А/ ТУ-134 поднялся в воздух 50 лет назад-29 июля1963 года.Во главе экипажа Александр Калина. Первый серийный самолет с бортовым номером СССР-65602 , оснащённый двигателем Д-30 с тягой 6800кг поднялся в воздух 21 июля1966 года.Первый рейс на внутренних линиях состоялся 3 сентября 1967 года по маршруту Внуково-Сочи, сначала выполнялись только грузовые рейсы. 9 ноября 1968 года ТУ-134 получил первый зарубежный сертификат в Польше..В 1980 году появилась модификация самолета ТУ-134Б с повышенной вместимостью до 80 человек.Самолёт выпускался на Харьковском авиазаводе.Расход топлива 2.3 тонны в час при полете с крейсерской скоростью на высоте 10000 м.Первоначальный срок службы составлял 30 000 часов и 20 000 вылетов,однако реально он выше.


 
николайгость
12.02.2011 23:06

'Андрей' оставьте свой телефон , Игорю перезвоню , и , если он захочет, то свяжется с Вами сам


 
Андрейгость
30.01.2011 15:57

Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста как связаться с Игорем Ильчишиным я его дальний родственник! Хочу наладить контакт. Спасибо.


 
Pilotгость
23.05.2010 22:56

Игорюха дорогой всем привет всем помним. Всё знаем с праздником Троицы ХРАНИ ВАС БОГ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ.С уважением Эдуард.


 
Игорь Ильчишингость
07.05.2010 10:36

Поздравляю всех с величайшим праздником СОВЕТСКОГО НАРОДА- 65-летием ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Будем достойны памяти наших дедов, отцов и матерей. У нас есть чем и кем гордиться. Будем жить гордо и достойно! А сегодня пока 7-е мая. Ребята,прошло 16 лет. Грустно что так бежит время, но ведь мы живы и все помним. Звонил Жоржу Алексеевичу-молчит. Поговорили с Колей. Передает всем добрые пожелания. Сегодня в 15.00 в аэропорту Талаги будет официальное прощание с легендарным труженником и крепышом ТУ-134. Поеду обязательно. Всем хороших праздников.


 
Денисгость
26.03.2010 15:16

Папа ты мой герой !


 
pilot0708гость
05.08.2009 00:23

Всё правильно господа-товарищи. А ещё прикол,что бортпроводникам денег дали в администрации области один оклад вроде я уже и не помню. А то что в салоне паники не было вещи - т.е ручная кладь была убрана проходы свободные и т.д короче как учили. Всё по инструкции как положено. И все бортпроводники работали чётко. Работайте - летайте - это любовь в небо. А остальное всё ерунда. Экипаж правда классный был. Всё от командира Жорж Алексеевич - душа человек. Таких правда поискать. Огромный привет экипажу помним всех.


 
Елисеев Денисгость
29.05.2009 17:29

НАДО ФИЛЬМ СНЯТЬ ПРО ЭТОТ ПОЛЕТ !!!


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры