HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наша история > История одного трансивера

История одного трансивера



Автор: Леонид UT2II
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наша история"

В память о светлом человеке Саше Савенкове UR5IOK

Каждый помнит прошедшие события по-своему. Если кто, прочитав эти строки, захочет что-то изменить или уточнить, приму с благодарностью.

Это история создания достаточно известной модели трансивера RB4III и довольно интересная его жизнь.

Все началось в начале 80-х годов, в то время у меня был позывной UB5IFN и я увлекался работой в DX-нете UR5FDF (UX0FF). Хотя очень хотелось работать в тестах, но аппаратура была очень скромной, это самодельный UW3DI 2-й вариант, диполи на "верха" и GP - 12 м на 40 и 80 м с емкостной нагрузкой. Иногда вырывался поработать на коллективке института ДПИ (UB3IWA), но редко. Днем работа и дети. На увлечение оставалась ночь. Вот и просиживал в очереди до утра на частоте 3639 где работал DX-нет. Слушая, как большинство угадывало рапорта станций центральной Америки - 33?....44?.... И сам был такой. Но повезло, сменил квартиру. На новом месте, на окраине города, была девятиэтажка из 6 подъездов, которая стояла последней в микрорайоне. Перед окнами север и в три стороны чистые колхозные поля. Сразу установил два слопера с активным питанием на 80 м, для чего в местном трамвайном депо за пару бутылок приобрел тормозные катушки, намотанные шинкой 4 на 2 мм, и провода в каждой 100 м. И этим приблизился к трону короля DXнета. Зимой в полночь, переключая антенну на запад и восток, максимум получился на USA и JA. Слышал на 59, а с другой стороны станции пропадали. Настраивал антенну долго и тщательно, она явно выигрывала у GP -27 м UB3IWA. А немного позже я задействовал практически всю длину дома. Задумал, а главное - сделал 10 элементную яги на 80 м. Попросил помощи в расчетах на компьютере Сергея UT2IO и получил следующее. Посредине повесил рефлектор, в обе стороны по вибратору и на восток 2 директора, т.е. 4 элемента, а на запад 5 директоров, т.е. 7 элементов. Тут я уже стал кум королю на 80 м. Это другой эфир, особенно в то время. Правда, на трамваях в городе стало ездить опасно, представьте, сколько тормозных катушек ушло на полотна и растяжки. Конечно, с такой антенной я начал успешно работать в тестах на 80 м, но трансивер явно отставал, и я начал его поиски.

История первая - рождение

Сделать супер аппарат я не мог, купить импортный нереально. Появляются описание трансиверов с высокой динамикой: лампового UP2NV и транзисторного Дроздова RA3AO. Но где их достанешь? Ищу. В начале осени в Донецке проходит областная радиовыставка, есть несколько трансиверов по своим схемам. Лучшим был Алексея Белянского RB4III, хотя дизайн скромный, зато параметры отличные. Нахожу его, знакомимся, прошу продать, нет и все.

Потом была выставка республиканская в Днепропетровске, трансиверу Алексея дали 2 место из-за дизайна. Я верчусь возле него как змей искуситель, прошу мне сделать такой же за деньги. Я работал тогда в шахте в проходке, бабки были. Тоже нет! Он конструктор, творческая личность, и ему это не интересно. Он говорит, что хочет сделать другой по еще лучшей схеме. И все же мы нашли решение. Впереди была всесоюзная выставка на ВДНХ. Алексей сказал так: я поставляю все детали и корпус по его чертежам, он делает и дарит его мне. Я в шоке. Ставим задачу бороться за первое место. Глаза загорелись, руки зачесались, вперед. Сделать все надо за пол-года, я мечусь по базарам, собираю журналы QST, разрабатываем дизайн. Если кто видел авторский вариант, подтвердит, красавец. Качество корпуса и надписей на высшем уровне, все делалось на японском оборудовании завода "СКИФ", который выпускал электронику для боеголовок и одноименные магнитофоны. Огромное спасибо за эту помощь Виктору UT2IV, который там работал. Ему пришлось провести огромную работу с женским коллективом отдела гальваники и других цехов, парню приходилось работать, можно сказать - и днем и ночью. Он был холостой, и отчеты за работу в третью смену требовать было некому. Но когда он принес переднюю панель трансивера с надписями - мы ахнули, высший класс.

В марте я пробую работать в ARRL с нового полуготового аппарата, в варианте "рыба", впечатления отличные. Но были и замечания, мне нужен был бойцовский аппарат для тестов, я ищу недостатки, а Алексей их устраняет. У спортсменов и конструкторов немного разный подход или взгляд на характеристики трансивера, договорились - делаем по моим понятиям .

В начале лета я выехал с семьей на речку Северский Донец. С собой у меня был старый аппарат Алексея и я решил немного поработать в эфире. Слышу очень громко позывные UR5IOK и US1ITU (позывные привожу новые). На машину и к ним.

Оказывается, они совсем недалеко от меня, с другой стороны реки. Проводят подготовку к первому Очно-Заочному чемпионату Украины в составе команды Донецкой области. Чемпионат через 2 недели, и начальник областной коллективной радиостанции Леонид Львович Борсуцкий вывез команду для тренировки. Получалось у них не очень, трансивера были UW3DI - ламповые, взяты с коллективки. Помехи друг другу сильные. По правилам соревнований расстояние между палатками 100 м и мощность возможна 200 ватт, но они и без усилителей уже мешают друг другу. Попробовали мой (старый вариант Алексея), явно лучше прием, но в нем работало только 2 диапазона. Алексей его использовал для проверки схем нового, поэтому детали висели на соплях-проводочках. Тут у меня возникла идея, но озвучивать ребятам я не стал, т.к. был не уверен, что получится. Как только увидел Алексея предложил ему провести генеральные испытания трансивера на первом Очно-Заочном чемпионате Украины. Этот тест был отборочным для составления команды Украины для первого О-З Всесоюзного чемпионата, который должен пройти в том же году в городе Александровка. Новый трансивер был уже готов, кроме передней панели и чистовых накладок. Поэтому Алексей больше занимался ремонтом и укреплением всех деталей старого. Две недели пролетели быстро. Так как не был уверен, что у нас все получится, никому заранее не сообщал. Выехать мы смогли из дома только рано утром в день проведения соревнований. Они проходили в г. Токмак Запорожской области. Доехали, нашли ДОСААФ, узнали где команда Донецкой области и поехали на позицию.

Ребята обрадовались нашему приезду Заменили трансивера, вообще восторг. Помех друг другу практически нет, но судья на позиции говорит, что менять аппаратуру нельзя. До начала теста 4 часа, грузим новые трансивера в машину и с Борсуцким летим в Токмак, к главному судье. Тот был, видать, радиоконструктором, долго рассматривал новые модели и с удовольствием разрешил. Всем было интересно, как они себя проявят, т.к 80% заявленных трансиверов это UW3DI. Сашу Савенкова UR5IOK я знал с 1972г, когда он был студентом техникума промавтоматики, а я в это время работал там лаборантом. Мы оба пропадали на коллективке UK5ICD техникума. Потом дороги разошлись, у каждого армия, женитьба и т.д. встретились через 10 лет на коллективке ДПИ. И как старому другу отдал ему трансивер нашей с Алексеем надежды, второй достается Саше Тополе US1ITU, которого в то время я встречал реже. Прошел тест. Итоги: первым чемпионом в очных соревнованиях УССР становится Савенков UR5IOK, Тополя занимает 4место и команда Донецкой области 1 место. В ДОСААФе г.Токмаке, где подводили итоги, конструктор Алексей и чемпионский трансивер в центре внимания. Меня больше интересовали антенны, применяемые очными участниками. Когда расспрашивал у кого что, познакомился с Игорем UT7QF, который мне описал антенну с фазовым переключением диаграммы по кругу.

Самое интересное - итог всего этого спектакля. На первый очный Чемпионат СССР по КВ связи от Украины поехала не команда победительница, а Игорь Мохов UY5AA и Юрий Онищенко UY5OO, которые заняли соответственно 2 и 7 место, так решил Киев. Ребятам было обидно. Кстати в следующем году используя эти же трансивера, команда Донецка заняла 2 место, уступив команде Херсона, которые применили систему договоренных связей, их больше звали из своей области. С этим разобрались, но на второй О-З Чемпионат КВ СССР опять поехали UY5AA и UY5OO. Он проходил в в Литве г.Клайпеда и я там был. Представьте, меня командировали от Донецкого радиоклуба, узнать почему не мы. Узнал. Но это к трансиверу отношение не имеет.

С ним как с командой не вышло, трансивер явно при отборе на ВДНХ по Украине превосходил остальные экспонаты.

Не помню точно как, наверное главное желание, но в итоге Алексей RB4III, его трансивер и я, все оказываемся в Москве на 33-Радиовыставке ВДНХ. Конкуренция большая, трансиверов много разных. По дизайну все на голову ниже.

Для большей уверенности в победе я применил один ход. В то время все трансивера делались с выходными транзисторами на небольшую мощность, на выходе обычно не более 20 ватт. Поэтому я сделал дополнение к трансиверу, усилитель мощности на 3 ГУ-50 с транзистором на входе, габариты и дизайн под него. Все экспонируемые трансиверы устанавливались по очереди на коллективку, которая была организована на выставке. На крыше экспоцентра была натянута G5RV, и стоял штырь. Поработав, посетители могли написать свое впечатление в журнал отзывов. Больше половины положительных отзывов были о нас. А потом было заседание жури, где рассматривали в первую очередь новизну, оригинальность схем. И хотя в кулуарах говорили что приимущество имеет Москва, Россия, в крайнем случае Питер. Но победили мы. Алексей получил Золотую медаль ВДНХ, а я трансивер.

В продолжении темы о ОЗ-Чемпионатах СССР, скажу что команда Донецка все же пробилась в сборную Украины, так в третьем О-З Чемпионате в Луганске за Украину выступали UY5AA и US1ITU с золотым трансивером RB4III.

История вторая 4J5FV

Как то Володя Олейник UT2IA позвонил мне с просьбой сьездить в г.Енакиево, там Саша Ульянич RB5IJ выпускает новые телеграфные ключи с памятью, ключ мы не купили, но состоялся интересный разговор о том, что хорошо бы сьездить в экспедицию в Грузию и отработать тест WW на высоком уровне. Первая большая поездка в Абхазию команды UK5IBB (UB3IWA, UR3IWA) на два тура CQ WW DX Contest состоялась в 1983 году позывным RF6V при дружеской поддержке абхазских коллег, итог той поездки: 2 место в мире в CQ WW DX CW и 4 место в мире в CQ WW DX SSB. Хотелось поехать большим коллективом, взять новые антенны, отработать спецпозывным. Об этом мы мечтали на коллективке UR3IWAб, и главным идейным вдохновителем был Саша UR5IOK, но все упиралось в отсутствие транспорта, при помощи которого можно было бы отвезти большую кучу оборудования. И Ульянич за это взялся, и сделал. Обеспечил транспортом. Началась большая работа по подготовке оборудования и антенн. Этим занимались UR5IOK и UT2IB Сергей Дербенян, ну и, конечно, каждый из коллектива вносил свою лепту. Пять трансиверов и усилителей, яги на каждый диапазон и сами операторы были доставлены в Абхазию, при помощи огромного рефрежиратора. Настелили кучу матрасов, и ехали мягко. Место дислокации в районе Сухуми, пос.Верхние Эшеры, рядом воинская локационная часть. Я, конечно взял с собой трансивер RB4III, и он нам помог. А вышло вот что. Все оборудование располагалось в десяти-местной армейской палатке, с центральным шестом. Столы с трансиверами стояли по кругу, на одном из диапазонов шел общий вызов, остальные подбирали множитель. До начала теста выясняется, что когда идет общий вызов, у остальных сильная помеха. Все аппараты UW3DI, и помеха шла по ПЧ, из-за одинаковых каналов формирования. Поставили мой, все прекрасно, т.к. аппарат был с пч 9 мгц. Более того, сигнал передачи был вылизан, из-за участия в очных тестах, его смотрели на спектрографе, и все проблемы были устранены Алексеем ранее. Я думаю, свою роль трансивер сыграл в том, что команда 4J5FV (UR3IWA) выступила успешно, и все мы получили массу удовольствия.

История третья UF6V

Однажды вечером, работая на 80 м., я рассказывал о своей аппаратуре и поездке в Абхазию радиолюбителю из Англии. Добавил что мне повезло выучить его язык на спецкурсах для преподавания электротехники в Иране . Следующим на связи был радиолюбитель из г.Армовира, который слышал предыдущую связь. Он попросил расказать еще раз, что то уточнил, и вдруг от него поступает неожиданное предложение. Четыре американских радиолюбителя хотят посетить Абхазию, это WF2S K4ZZI AA6D? и KP4DQ. Они хотят организовать DX экспедицию, несмотря на уже надвигающийся Грузино-Абхазкий конфликт. Выделено место в Сухумском заповеднике. Американцы хотели бы включить в состав экспедиции четверых радиолюбителей из стран Союза. Трое уже есть, и он приглашает меня, т.к. с языком у них слабовато и самое главное, нет нормального трансивера. Американцы привозят только один TS-440, и прибывают они через неделю. Меня это заинтересовало. Поклон жене, договорился на работе и полетел в Сухуми. Они там были всего десять дней, а я прилетел на второй. Лагерь экспедиции находился на окраине соснового леса, прямо возле моря, рядом чистое озеро с пресной водой. Место сказочное по красоте. Познакомился со всеми. Кроме радиолюбителей, в лагере еще были переводчик и четыре девушки комсомольского возраста, прикрепленный турфирмой, через которую они приехали. Они готовили еду и убирали, организовывали вечера у костра. Самый интересный момент, двое из американцев K4ZZI иAA6D? женились на этих девчатах и увезли их через год в Америку. Когда я приехал, в лагере было какое-то напряжение. По любому поводу, особенно в начале, дергали переводчика. По мере сил я стал помогать всем с переводами в общении. Но прежде всего нервничали гости, так как они пытались дать редкую страну своим соотечественникам, а на голый трансивер, т.е. сто ватт и простые диполя и штырь на 20 и 40 метров связи с США шли очень туго. Я со своим трансивером в 20 ватт не очень их обрадовал. Хотя они были очень удивлены, когда узнали, что это самоделка. Познакомился с нашими. Хорошие радиолюбители, но опыта работы в экспедициях и тестах нет. А вот среди американцев я сразу нашел общий язык с Ральфом K4ZZI, с которым до этого неоднократно встречался в тестах. До сих пор помню интересные беседы с ним об усилителях и антеннах. Так вот, на третий день экспедиции мы на крайних соснах у моря натянули проволочные направленные квадраты на 20м в сторону США. К ним подключили американский трансивер. На втором месте был мой с штырем или диполями. Сравнивали на прием, мой был немного лучше, но мощи то меньше.

В тот же вечер звоню Саше UR5IOK. Дело в том, что после прошлогодней экспедиции на Верхнии Эшеры там оставили киловатный усилитель на ГУ-43. в воинской части. Узнав в чем дело, сразу согласился помочь. Со всеми созвонился и договорился. Уже утром мы выехали за ним. В тот же вечер усилитель стыковали с моим трансивером. И пошли связи. Американцы... и наши и за океаном, выстраивались в очередь, чтобы поработать с нами и с советской самодельной техникой.

Японский трансивер был заброшен. Но было еще одно обстоятельство, почему американцы берегли свой аппарат. Под утро когда самый проход на 40 метров, из-за близости моря и озера выпадала обильная роса. Они заворачивали свой в одеяло, а на нашем работали, не выключая. А вот усилитель раз не выдержал, от сырости пробило высоковольтную обмотку трансформатора, и мы на пару с K4ZZI за ночь перемотали его. Пришлось выбросить часть витков и переделать схему по удвоению. Фильтрация хуже, но все отработало до конца без проблем.

История третья Спитак-Ленинакан

Все вы помните о страшном землетрясении случившимся в Армении. Разрушения были настолько сильными, что связь с внешним миром была полностью прервана. Буквально на второй день первый горноспасательный отряд из Донбасса вылетел на помощь. Срочно готовился второй отряд, собирали все необходимое, но не было главного надежной связи с базой в Донецке. По инициативе Саши UR5IOK, который пошел к командиру отряда и предложил наладить связь. Была создана базовая станция на коллективке UR3IWA с круглосуточным дежурством. Радистами в Ленинакан полетели самые достойные. Это Александр Савенков UR5IOK, Николай Онипко UY7IO, Сергей Дербенян UT2IB. Возник вопрос в надежном проверенном аппарате, Саша UR5IOK обратился ко мне. Честно говоря, понимая, что ребята летят в неизвестность, шансов что трансивер вернется, было немного. Дал, конечно, это была моя хоть малюсенькая, но помощь. Как рассказывали ребята, на нем не только передавали инфо о необходимых материалах, но и UY7IO Николай, по профессии радист аэрофлота, помогал в приводах и посадке самолетов с помощью. Трансивер отработал на отлично, обцарапанный, но вернулся.

История четвертая Звезды КВ Эфира

В 1991 удивительном году, а удивили нас ГКЧписты. Не зная, что это произойдет в августе, как раз на это время назначили соревнования "Звезды КВ эфира" в память о Георгии Румянцеве UA1DZ. Там были собраны лучшие радиоспортсмены бывшего СССР. От Украины там были и представители Донбасса Владимир Гордиенко UT1IA и Александр Савенков UR5IOK . Устроители обеспечивали всем вспомогательным оборудованием и антеннами. Трансивера брали свои. Владимир взял свой IC-735, а Александр проверенный RB4III . Сплав мастерства и качества аппаратуры дал отличный результат - первое место. А было это так....... - из воспоминаний Владимира Гордиенко UT1IA.

От Донецкой области по отборочным критериям на “Звёзды КВ Эфира” 1991 прошел Владимир UT1IA и ему нужно было выбрать напарника в команду. Он выбрал своего друга по клубу UB3IWA Сашу Савенкова, а тот в свою очередь пригласил в качестве судьи Сашу Ульянича (ex RB5IJ), поскольку команда должна была состоять из двух радистов и судьи. С ними также полетела в Ленинград и жена Саши Савенкова Каролина – она еще не была в Питере, и ей очень хотелось его увидеть...

Когда была жеребьевка. Донецким, досталась позиция под номером 13. UT1IA тогда пошутил: Повезло !

По Положению позиции должны были располагаться не ближе 300м друг к другу, но когда приехали в поле выяснилось, что наша позиция стоит в самом центре поля, и сразу до 4-х позиций было не более 150 м. Нам объяснили просто: места на всех на поле не хватило, вот и всунули одну позицию в центр поля. Вот вам и 13 ! После наших протестов нам все-таки разрешили уйти на другую сторону дороги и там поставить палатку и антенны. Мы отсчитали 300 м от крайней антенны и оказались прямо посреди просяного поля на другой стороне дороги.

Всем участникам соревнований организаторы подготовили одинаковые антенны конструкции UA1DZ, в поле нам выдали схему, кучу труб для мачты, провода элементов с трапами – в общем набор сделай сам, обещали дать специалиста, чтобы помог всё это собрать и поднять. Пока мы бегали по полю и воевали за правильную позицию, начало темнеть, и когда мы уже всё перетащили на другую сторону дороги, времени почти не оставалось, чтобы вообще что-то поставить и мы приняли волевое решение: собрали мачту около 15 м, из проволоки для элементов (да простят нас питерцы) сделали вертикальный треугольник на диапазон 40 метров, запитанный с нижнего угла, а на 20-ку быстро собрали походный G.P., который Саша UR5IOK случайно взял с собой, как он сказал "на всякий случай", КСВ в обоих антеннах был около 2, но времени что-то делать уже не было, т.к. UT1IA с катушкой провода убежал в темноту искать по звуку ближайший генератор чтобы запитаться 220 В, а два Саши расставляли и подключали аппаратуру, слегка взбадриваясь коньяком, захваченным судьей Ульяничем тоже “на всякий случай” для сугреву. По положению разрешалось использовать дополнительную приемную антенну из провода не более 40 м, мы буквально за пол-часа до начала теста размотали эту катушку с проволокой прямо на просо (в 0,5 м от земли) в качестве дополнительной приемной антенны.

На “ране” сидел UT1IA на IC-735, а UR5IOK сидел на втором месте на трансивере RB4III. Начало теста, идет общий вызов на 40 м, темп неплохой – хорошо зовет Европа, вдруг UT1IA говорит: Саша стань на мою частоту послушай на свой “бевер” кто-то очень слабо зовет, кажется из мертвой зоны. Саша отвечает: так это же YL..., давай ему номер – связь состоялась, и таких “мультовых” связей провели еще несколько благодаря антенне “просяной волос” (по меткому выражению Савенкова) и трансиверу RB4III ...

Когда после теста утром проснулись в палатке, обнаружили, что мы на поле одни. Какой-то колхозный мальчик нам сообщил, что все давно уехали на автобусах. Про нас забыли ! Мы километров пять шли с аппаратурой до какой-то дороги, там еще долго ждали хоть какой-нибудь транспорт, потом вцепились в единственный проезжавший микроавтобус, который нас "небесплатно" довез до гостиницы. А там нас ждал еще один сюрприз -сказали, что все уже давно уехали куда-то вводить связи в компьютер и UT1IA уставший, голодный и в кроссовках без шнурков поехал на метро вводить связи...

Как оказалось потом - мы по количеству связей были третьими, а по множителю, который обеспечивал твердый сплав (трансивер RB4III + оператор UR5IOK)... первыми. В итоге заняли первое место по очкам и получили памятный кубок “Звёзды КВ эфира” на банкете, который состоялся на следующий день, а еще на следующий день по всем ТВ шло “Лебединое озеро”, и под стенами гостиницы стояли БТРы – путч...

Луганчане сдали билеты на самолет и поехали поездом – опасались, что с аппаратурой будут сложности в аэропорту. Нам предлагали оставить трансиверы на хранение в Питере, а потом за ними приехать, когда рассосётся. Но мы решили рискнуть – запаковали всё в чемоданы и сдали трансиверы в багаж, в Пулково действительно были повышенные меры безопасности, и много всяких людей в форме, но все прошло нормально, и мы в Донецком аэропорту получили багаж в целости и сохранности – так оба трансивера вернулись домой... .

Итог

Трансивер пробыл у меня 15 лет, я и мои друзья отработали на нем множество тестов, он часто стоял на ране на коллективке UT2IZZ в тестах EM2I. Таскал я его по полевым КВ дням и другим экспедициям, никогда не подводил. Был у него только один недостаток, нестабильное ГПД, из-за высокого преобразования, которое в общем-то проявлялось только при работе в цифровых связях. Позже Алексей сделал вариант с синтезатором.

P.S. 27 декабря будут короткие соревнования в память о UR5IOK.
Условия соревнований - на QRZ.RU .

26 декабря 2012г ___________ Леонид UT2II


Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг текущий - 5.00 балл(ов) (Проголосовало 16 посетител(ей))
Отлично
   16
100%
Хорошо
   0
0%
Потянет
   0
0%
Неприятно
   0
0%
Глаза бы не видали
   0
0%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
02.04.2015 [15:35] Евгений Мельник, ex UF6HS

Замечательная и интересная статья. Возвращает в ушедший мир настоящего радиолюбительства.


04.02.2013 [14:59] Алексей гость

Здорово, что сохранён ещё кусочек истории настоящего р/л-ства и его героев. Требую (шутка, что требую)) продолжения.


27.12.2012 [23:57] Василий, RA1ZZ/3 гость

Очень интересная и позновательная статья! Искринне благодарю автора! Только плохо, что в некоторых эпизодах отсутствует привязка ко времени (году), когда это происходило. И где же сейчас этот легендарный трансивер? Очень надеюсь, его история будет иметь продолжение!


27.12.2012 [19:43] Сергей гость

Спасибо за очень интересную статью !Очень сожалею, что тогда так и не наладили промышленный выпуск трансиверов.А светлые головы на коленке делали по круче айкомов ....Жду продолжения! 73! Успехов!


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 6,742, сегодня 3 Обновлено 13.02.2015 20:44:44
Статью прислал -

Партнеры

eXTReMe Tracker
Рейтинг@Mail.ru