HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > DX-экспедиции > R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО". Часть 4

R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО". Часть 4



Автор: Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"
R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО"

"Усталость иногда сожмет у сердца грусть,
Настигнет нас беда, чтоб осложнить нам путь.
Пройдем, любви закат и встретим с ней рассвет,
Поймем, пути назад у жизни просто нет".
(слова из песни "Поверь в мечту" группы "Земляне")

ПОЕДИНОК С NEW ONE

Солнца не видно, горизонта тоже - земля и небо сливаются в млечном тумане. Видимость всего несколько десятков метров. Внизу под полутораметровой толщей льда темные воды моря-реки, сверху белый морозный туман. Вездеходы осторожно пробираются вперед к Восточно-Сибирскому морю, огибая ледяные торосы и полыньи. Где-то под нами плоский остров Антоновский, кругом еще целая куча невидимых островков. Нам дальше на север по протоке Средней к дельте реки Индигирки. Слева указана ширина 1890м и глубина 4 метра, справа - широченная Уларовская губа. Стрелка на космической карте GPS показывает прежний курс на остров Смерти - он в непосредственной близости от Немкова. На картах послевоенных изданий написано "поляр.ст. Новая Деревня". Из года в год, выпуская новые вещи Генштаба в сетке 1942г. носят старые названия, это наверно, чтобы противникам спутать все карты. Но мы то уже в 2002 году знаем, что никакой деревни на острове нет. Да и остров не так просто найти среди льдов. Шаг за шагом приближаемся к цели, постоянно на громкой связи RA0BA, UA9JO, UA0QBR, RA0FN, RA9YN. GPS-навигатор показывает, что мы уже совсем рядом. Пытаюсь, высунувшись в верхний люк высмотреть в бинокль хоть что-нибудь в плотном тумане. Сплошное "молоко", ничего не видно, никаких признаков "полярки". Чтобы не потерять направление время от времени приходится прощупывать "дорогу" своими ногами, выбегая вперед вездехода - местами на плотном снегу остались гусеничные следы от трактора посещавшего п/ст "о.Немков" с "Индигирской" этой зимой. Позиционер указывает, что мы уже где-то на острове, но зримо пока нет ничего. Сердце тревожно колотится. Волнительно проносятся в памяти троекратные поиски острова Ионы (AS-069) посреди Охотского моря. Тогда в 1990 году не в шторм, не в туман, а летом при ясной погоде не удалось сразу обнаружить 150м остров-скалу ни с первого, ни со второго заходов. Во времена EK0AC GPS-навигаторов еще не было - но и сейчас остров Ионы пока никто не смог повторить, не считая "радиопиратов" конечно. У нас повторной попытки не будет. Повинуясь своему "робинзоновскому" чутью беру функции штурмана на себя и всматриваюсь в окуляры бинокля, что есть глаз. И вдруг из пелены белого тумана точно по стрелочке курса выплывают сани забитые мороженой рыбой - об этом нас предупреждали зимовщики. И - о, счастье! - есть полярная станция с мачтами антенн. Как в кино: кругом лунный пейзаж, бескрайние ледяные поля и маленькая сезонная гидрометеостанция "Остров Немков". Промахнись мы на сотню-другую метров мимо, пришлось бы еще долго блуждать в поисках нашего острова и ночевать прямо на льду. Сейчас же остановившись прямо у входа полузасыпанного снегом домишки и сойдя ногами на островную землю, я вышел в эфир. И вновь первым на новом острове в аппаратном журнале Александр Пантюхов RA0BA из Норильска. Следом мини pile-up: RA0FN, UA0BA, UA9JO, UA0QBR, RX0QX, RA9YN, RU0SM, JE1DXC, UA3BZ, RA1AG. Спешиваемся, откапываем вход в подснежное строение. Сезонная станция - это, значит, работает только в летний сезон, когда растают снега, кругом острова будет вода. Сама станция состоит из соединенных в единое целое помещений кают-компании, она же кухня и спальное помещение, склада с весьма солидными запасами и отдельной метеорадиорубки, разместившейся внутри округлого "кунга". Слева от входа сарайчик, в котором основательно на постаментах установлены защитного цвета бензоэлектроагрегаты - замечаю два АБ-2 и парочку киловаттных АБ-шек. Николай Никульшин сотоварищи начинают колдовать над замерзшими агрегатами, в попытках оживить хоть один из них. Мы с Владимиром Семеновичем разгребаем ото льда и снега командирскую комнату и готовим радиорубку. Внутри темно и холодно, лишь через маленькие оконца просачивается голубой свет - все засыпано еще прошлогодним снегом. Приходится плотно физически поработать уже известным инструментом БСЛ, отгребая утрамбованный снег от окон, чтобы добыть свет - электричества пока нет. По станции двойная электропроводка: под потолком висят лампочки вольтажа 36 и на 220 Вольт тоже имеются. В тайне надеюсь, что может, улыбнется удача и может, удастся избежать малоперспективного "общения" с японческой "хондой". В соседнем сарае плотно общаются с отечественными агрегатами наши водители-механики, похоже, это дело их чести военных запаса завести хоть один. Не помню, сколько это все продолжалось, но первый понемногу ожил, затарахтел АБ-1. Удалось завести низковольтный, значит, надежда есть и на сеть переменного тока. Смилевец раскочегарил печку посреди кают-компании, быстро сделал корейской лапши, отогрел колбасу, приготовил стаканы. Согревшись по-полярному, механики с каким-то остервенением накинулись на второй агрегат. Мы с Афанасием и Виталием тем временем занялись установкой "ангарской" антенны - российский флаг взмыл над островом одновременно с радостными криками снизу и громогласным ревом агрегата.

На станцию дали энергию по временной схеме: тройник в радиорубку, трансивер, настольная лампа, зарядки, контрольный прибор. В кают-компании - светло и тепло, все собрались вокруг котла с жареной рыбой. По местному времени разгар ночи, в Европе вечерня воскресного дня. Я за трансивер - через четыре часа после высадки на частоте снова первый RA0BA, затем Андрей Астанин RW9OW, новосибирец Геннадий UA9OGZ, DX-мены караулят меня. RW3RN уже в логе, на связи Вице-президент СРР Андрей Чесноков UA3AB и снова много знакомых: UY9IF, UA1OIZ, RA3AJ, RU0BW, UA0AOZ, GM3ITN, RW0BG, UA0BBA: DL0RRC в этот раз в логе перед самим Рольфом Рахне DL6ZFG. Известные DX-мэны и IOTA-охотники: UA4RC, UA4PMO, ON5KL, UY5XE, HB9AFI, UA9LP, 9A2AA, F9GL, IT9GAI: Еще слышу Сибирь: UA9LAC, UA9LBQ, UA9NN, UA9MC, прорвалась Камчатка - UA0ZFK. На связи очень много Италии: I8ACB, I1JQJ, IK1QFM, I1HYW, I1SNW, IK1GPG: Есть и наша Европа: RZ1OA, UA1BJ, UA1AKE. Громко подходит Роджер Балистер G3KMA. Я передаю название острова и координаты сезонной "полярки": 71*25'35,8" северной широты и 150*45'46,5" восточной долготы. В ответ RSGB IOTA Manager интересуется связями, дальнейшими планами. Все слушают наш недолгий разговор и вот он момент "робинзоновской" истины - выдает новый Reference номер по программе IOTA - AS-164. Есть последний номер Якутии! В соседней каюте - веселье и крики "ура!". Все понимают значимость ночи, жмут руки, к столу приглашают: Но мне не до этого - надо работать. В наушниках снова масса Европы, там как раз вечереет, громадный pile-up. G3NUG, UA4CC, "Харитон-Мамай" - Александр RK4HM из Тольятти на связи, Алик Сушков RV3GW, UA0SFN, ON5NT, UR5LCV, UA6AF, RV1CC, UA9YE. Громче Европы с Сахалина зовут: UA0FAI, Геннадий Иванович сейчас в Южно-Сахалинске живет. Он мне сильно помог в 90-м снять EK0AC со Святого Ионы, прилететь вертолетом к нему в Оху, прямо к дому обедать и второй раз отработать Шантары. Были дела! Следом Владимир UA0FZ, Виктор Комзюк UA0FDX - член томской команды в годы расцвета UK9HAC (она же UK9HTT в контестах была), сейчас RW9HZZ хранитель спортивных традиций. RA0FF завершает восточный проход. Европы все больше, а меня плохо слышат. Ухожу на 14,260 и даю общий вызов. Шквал станций - здесь кроме Европы обе Америки, японцы пошли. Расстройка +5, а то и на 10 повыше. Дон W9DC пробивает стену зовущих, N7RO, Валерий Макаров UA0ZC умудряется связь провести - на Камчатке уж полдень. В Европе конец суток подходит, прохождение потихоньку уходит куда-то в Северную Америку. Пора телеграфом работать.

На рабочем столе в операторском месте ключ телеграфный прикручен - такой весь старинный, на таком должно быть еще Кренкель в эфире работал, с тумблерами для управления процессом прием/передача. Рядом пара простейших длинноволновых приемников ПАС-2, на шильдиках значится 1961г. - я тогда еще не родился. В углу передатчик еще старше - ПАРКС-0,08. Какой точно год разглядеть не успел, но радиолампу ГК-71 точно запомнил. Под столом КВ дуплексная "Полоса-3" - знакомая вещь. Туда же, под стол отправляю все раритеты и вместо черного коромысла ключа ставлю на стол манипулятор от Бенчера c хромом - с W9KNI я лично знаком. Когда-то был "конкурентом" в производстве телеграфных ключей, но у них в Америке не было "черного вторника" в августе 1998-го. Сейчас наши округлые NSI CW-кеуers вижу в США и в Европе по бешеным ценам.

Во время настройки вдруг бросок напряжения - так, что зашкалил прибор. Дым из блока питания, настольная лампа сгорела, вою от злости на наше Отечество и этот гребаный АБ-агрегат. В темноте помещения мерно капает соляра в форсунку печи, выдувая тепло, предательски хочется спать. Выбегаю наверх, растираюсь жгуче холодным снегом, мозгую, как быть, возвращаюсь назад. Озабоченный моими проблемами помогает Мазуркевич Виталий: убавляет ревущие обороты у агрегата до нормы, я разбираю сгоревший блок FP-29, листаем бумаги в поисках схемы. Блок питания без схемы, просто два напряжения DC 48 и 13,8В. Мелкий ремонт ничего не дает - уже вспышка от выгоревшей микросхемы. Вообще в радио только две неисправности: или нет контакта, там, где он нужен или напротив есть замыкание, где его быть не должно. У нас второй случай и импульсный блок - мертвое дело.

Жутко болит голова, пока не знаю что делать. Сил и времени мало. Достаю из аварийных запасов последнюю бутыль коньяка с 5 звездами на этикетке - солнечный дар Дагестана. Сто лечебных граммов для расширения сосудов и снятия стресса: в голове просветлело. Роюсь по схеме трансивера, почему два напряжения надо понять. По цепям питания выхожу в оконечный каскад - оказывается японские инженеры, разработчики YAESU выходные транзисторы для получения 200Вт "мощи" запитали напряжением повыше. Для облегчения теплового режима. Это здесь не вопрос, можно подать и пониже. Так и решаем. Снимаем с двух вездеходов аккумуляторы: с одного подаю 12 вольт напрямую и тут же оба включаю последовательно. С двух 24В на сколько-то ватт хватит на выходе. Успешно включился на передачу, причем полная мощность вполне получилась и даже исчезла помеха по входу. На аккумуляторах чище - "бензик" гадил конкретно. Не зря я учился на радиотехническом факультете НЭТИ. Хм, пригодилось и в жизни и в экстриме теперь. Я рад снова удаче.

Через пару часов я даю CQ телеграфом. Все понемногу подходят. W5BOS из Техаса - у него на QSL большой кролик с громадной морковкой. Прохождение на Штаты все лучше, работаю UP, ухожу в SSB. Кроме USA уже проснулась Европа. На частоту подходят много завсегдатаев эфира: RK3AO, UA3HR, UA6LV, UA1ABO, UA1MU. Павел Буйко уже есть в активе RA3AUM - помню его "южный extreme", Николай Василенко UA9OFA, коллеги по клубам RA1QQ, RZ3EC, RA3NN, UA3QDX, RU3OM, плотное море Европы. Прохождение волнами - иду в CW. Потом опять микрофоном. Работаю только "двадцатку". Здесь уже полночь.

Аккумуляторы сели - "моща" упала до сотни. Батареи пора на зарядку. Пока сам часок отдыхаю - вокруг станции круги нарезаю по плотному насту, пометив на морозе растяжки. Беру новые автомобильные аккумуляторы с двух других вездеходов и снова работать в эфире. Европы поменьше, Японию слышно - дисциплина отменная, передать мне свое японское имя и префектуру страны восходящего солнца никто уже не пытается, жизнь учит. Отдельные "big guns" нарушают порядок, но в целом работа идет эффективно. Из "наших" пишу позывные UA9MR, UA4RF, RW3PN, RA0JJ, UA1QV, RU4SS, UA1RJ, RV6LFE, много еще. Громко проходит наша университетская станция RW9OWD - полноразмерная 5 элементов KLM "Yagi" на крыше "alma mater" 5-й "общаги" НГТУ. Андрей RW9OW передает последние вести из дома, с работы. Идет Украина UT2IO, UT5HP, UX1IM, Канада проходит VE3XN. Сигналы потише. Прошу Альберта RV3GW в "кластер" закинуть. Помогает немного, но прохождение тает. Слышу голос Ответственного секретаря RRC-клуба Лены Бойченко RV3ACA - пять-девять. N7TZ, SM3NXS, UA4SS, RA9AB, UA4SJS вызывал, но уже не слышит меня. Мне дают силу сигнала пять-шесть. Успеваю на уровне четырех-пяти баллов столбца три записать до кончины "прохода". В самом конце UY7QF, UA6LBL, UA9CGL, UA6MF, еще пяток связей с жаркой Италией на грани возможного, прохождение гаснет и сигналы теряются где-то в Испании в 17.14 по Гринвичу. Здесь уж светает. Пора собираться, антенну снимать, паковать снаряжение, вещи, записку оставить.

Зампотылу на завтрак варит уху из Индигирской рыбы, утренний чай-кофе готовит. Я связи считаю - дюжина сотен. В активе были неполные сутки за вычетом серьезной поломки, перерыв на зарядку, почти без питания. В общем, доволен - я сделал все, что можно было в этих условиях. Фломастером рисую экспедиционные знаки на входе, ставлю старинную технику на ее законное место, пишу с благодарностью начальнику станции Румянцеву Валерию Григорьевичу. Наверно он опять приедет в сезон из Москвы АПСом сюда.

Перед дальним походом усаживаемся за круглым столом, подводим итоги, изучаем красноватые копии 50-60-х годов планов и карт с невероятно мелким масштабом в 200м соседних с островом мест. Чуков находит потертый журнал "Наука в СССР" номер за март-апрель 1989г. - там он видит снова себя и команду в палатке где-то в советских полярных владениях. Должно быть на Северном Полюсе. На Ушакова (AS-156) в прошлом году история RI0B также имела находку журнала "Вокруг Света" - почти совпадение. Отмечаем успех, вкушая с добавкой ушицу - не известно где и как мы дальше сможем нормально поесть. Кстати уха принципиально отличается от рыбного супа. Кто не рыбак тому не понять. И дело не в консервах или свеженькой рыбе - все, что без водки никак не уха.

Зимнее фото "полярки" дальним планом до спуска флага на крыше. Такое стОит увидеть, ведь если кто-то придет повторить, то проще, наверное, добраться сюда будет летом на судне. В последний момент спускаем российский флаг, мачту в чехол и снова в дорогу. Возбужденный прошедшим я не сплю - мы на скорости движемся к юго-востоку мимо бывшей вчера NEW ONE группы небольших островов. По пути мелькают якутские названия оо.Урукку-Ары, Усун-Ары, по-русски звучит о. Бурулахский, потом безымянная куча камней.

Уже где-то далеко на востоке в начале Колымской губы колесами "топчем" песчаные полумифические острова Колесовские из нами открытой AS-164. Успеваю подумать об исследованиях этого места для новой строки по IOTA - 10 градусов расстояние приличное. Отключаюсь бесшумно - пора отдыхать. Впереди - Колыма.

КОЛЫМА - ПОЛЮС НАДЕЖДЫ

День за днем, за часом час экспедиция продвигается к самому таинственному и в тоже время известному каждому советскому человеку месту на карте бывшего СССР и нынешней России - Колыме. Помните из кинофильма "Бриллиантовая рука" фразу: "Добро пожаловать к нам на Колыму!", на что Андрей Миронов произнес всенародно известные слова: "Нет уж, нет уж, лучше вы к нам". Колыма - это символ страшной тюрьмы всех времен и народов, тяжести и лишений всех заключенных, это клеймо политических ссыльных и узников "Архипелага ГУЛАГ" времен культа личности, это горькие слезы и страдания сотен тысяч, миллионов советских людей, это их полюс надежды на лучшие времена и возвращение домой. Разве найдутся в России люди, которые не слышали о Колыме? Здесь песен "Владимирский централ" не поют и под них не танцуют. Колыма в невероятном удалении от цивилизованных центров России: если по расстоянию, то около 10.000 км, до городов - тысячи, до ближайших людей - сотни верст, если морально, то безмерная пропасть - не измерить ничем.

Колыма - это еще символ воли и сильного духа русских людей, пришедших открывать и осваивать этот далекий край более 250-ти лет назад во времена Великой Северной экспедиции (1733-1743гг.) с целью описания дельты Лены, морского берега до Колымы и бассейна реки Анадырь. Первые переселенцы появились в этих местах по следам российских первопроходцев Семена Дежнева, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Марии Прончищевой:

Розово-оранжевыми тонами встретила нас эта суровая земля. Первой из рек по пути на Колыму была небольшая северная река с красивейшим названием Алазея. Мне казалось, что я где-то слышал или читал о рейсе Москва-Алазея. Может это только мое воображение, слишком уж далеко. На карте значится поселок Логашкино, метеостанция и морской маяк в устье Алазеи. Очень будет интересно увидеть счастливых людей, живущих на ее берегах.

Движемся по пустынным берегам Восточно-Сибирского моря, на карте нет даже пометок об избах или охотничьих домиках, не то чтобы нежилых поселений. Кругом пустота, голая тундра, гнилые места. Движемся быстро, спидометр уверенно держит за 30, счетчик мотает на шины километры пути, изредка встречаются металлические "государственные геодезические знаки" - на них заржавевшие таблички с полустертыми красными надписями "подлежит охране", "карается законом". Все это блеф, а если кто не умеет читать? Вдоль берега рядом другая сеть знаков, похоже, морские: деревянные бревна с вырезанными названиями пунктов типа "Восточный", внизу в треугольнике наглухо вбит в землю лом с литой надписью шапкой "ГП045 ММФ ПОЛИГ." Рядом зачем-то бетонный столб - интересно, но непонятно.

Издали видим мачты антенн и серебристые антенны спутниковой связи. Много добротных строений - кажется, жива Алазея. Но нет, все брошено, запорошенные останки полярной станции сгоревшей давно, рядом полурастащенные мастерские, дизельная, жилые строения. На складе запасы муки и цемента, в углу массивный передатчик 60-х годов ПСД-0,25 - замечаю частоты для связи 425, 454, 468, 480 и SOS 500 кГц. Рядом с уже нежилыми вполне новые, еще даже не обжитые, но пустые дома. Топливо есть. Значит люди ушли не от кончины провизии или бензина. Загадка. Ветер свистит в площадях, петли скрипят, воют растяжки антенн, ТВ обрубленный кабель, за деревянной оградой метеоплощадки в снегу поваленный геодезический знак - на табличке написано: "ТУГКС, репер № 1141, охраняется государством, 1976г.". От кого? Наверное, от белых медведей. Охранников как-то невидно, да и то государство еще в прошлом веке почило в бозе. На самой высокой мачте когда-то антенны классно устроилась большая полярная сова - она наблюдает, как мы фотографируем бывшую жизнь.

Где-то в устье речушки под названием Малая Куропаточья становимся на ночлег в зимовье охотника Брауна Виктора Филипповича - его имя нашли по бумагам и охотничьим планам. Он самый дальний от Черского, здесь ведет промысел только в сезон. Все как положено для автономии: сени прихожая, банька тут же на входе, общая комната с полатями, кухней, обеденный стол, добротная железная печка, керосиновые лампы и свечи, полки с книгами, охотника грубые вещи, аварийный запас некой провизии - соль, сухари: Все сделано для целой бригады. Невдалеке плотно заделанные ледники, десятки песцовых капканов, запчасти к "Бурану", что-то для полярной собаки. Если слышишь слово "охотник" - это не значит, что палить из ружья: ежедневный обход, установка капканов, выделка шкур, отдаленные охотничьи тропы, связь по "Карату" - труд охотника сложен и долог.

Мы снова в пути, теперь к самой реке Колыме. В районе мыса Крестовский подходим днем к аккуратным строениям. На табличках трафаретом написано "ЯРХАЯ", "крестовский участок". Погода отличная, яркое солнце, вдали виден и остров Крестовский из группы Медвежьих островов (AS-022). Хозяйство отменное: свежеокрашенный дом, при входе в который захотелось разуться, прошли лишь взглянуть - отгородки-шкафы на отсеки, заправленные кровати, стереомузыка и просто транзистор, 4-х канальная
радиостанция "Ангара" на частотах 1785, 2765, 3705 и 4220 кГц. Приличная свежая пища -
здесь все для серьезной артели. Все чисто, коврики, пол аж блестит. Большинство за порог не заходит - любуемся издали. Среди инструментов остро заточенные якутско-чукотские промысловые ножи по полметра, тупой штык от трехлинейной винтовки времен гражданской войны, что-то еще. Газовая плита с чистой посудой. Такого богатства не видели, пожалуй, с Ямала. Механики восхищаются чистотой гаража - все детали, которые дома-то в масле и копоти здесь чисто вымыты и на стенах весят. В углу дизель киловатт на двенадцать, рядом АБ-2 со стартерным запуском, выхлоп наружу. Запасы подшипников, все инструменты, масло зимнее, летнее, топлива вдоволь. Здесь все по-хозяйски разумно - во дворе высоченный ветряк. Запасы капканов, рыболовные снасти, катера и моторные лодки. Оставляем хозяевам в подарок журнал "Северные просторы" с запиской. Уезжая к востоку, желаем неведомым людям всего наилучшего - они крепко стоят на ногах.

В Колымском заливе островов еще больше - берем курс на остров с аббревиатурой ГУСМП. При оформлении лицензии на позывные звонили из Главного Радиочастотного Центра России и спрашивали: "а что значит это название?". Главное Управление Северного Морского Пути. Когда-то мощная союзная структура с собственным флотом, полярной авиацией и сетью полярных гидрометеостанций. Оно кончилось наверно, когда умер его главный начальник - Иван Дмитриевич Папанин (UPOL-1). Тот самый, со льдины и с маузером, еще палатка "Главсевморпуть СССР" с первой дрейфующей станции СП-1 стоит в музее Арктики и Антарктиды в Санкт-Петербурге. Мне же остров известен "радиооткрытием" группы AS-070 в 1990 году. Тогда один из отрядов нашей экспедиции в Черском EK0AQ добрался до восточной группы островов 4K4/EK0AQ Восточно-Сибирского моря. Оператором был Миша Пиксаев (RX9YM, ex UA9ODC). На острове тогда было селение, морпорт и маяк. C тех пор тут побывали несколько раз UA0QBO/A, UA0QX/A и UA0QBD/A наверно из Черского в 90-х годах. Я даже не знаю, есть ли в Черском радиолюбители ныне.

Мы все ближе к холодному месту, погода напротив теплеет. Мы спешим до таяния льдов, сегодня рекорд - мы прошли 315 км. По пути большой остров Каменка, решили зайти ночлег посмотреть. Прямо внизу под обрывом низкий деревянный домишко с печуркой, трубопровод сверху от громадных цистерн. Наверное, сюда подходят танкеры для слива горючего, значит, на острове может быть жизнь. Обходим кругом, с вершины горы на наши машины-"жуки" любопытно смотрят ушастые белые зайцы. Значит и полярные волки должны быть. В небе летят журавли, явно теплеет - кругом много воды.

Дует легкий ветерок с юга, гонит дымок очага в нашу сторону, а вместе с дымком щекочет ноздри аппетитный запах свежей оленины. Навстречу идут два человека, это первые кого мы видим в Колымском районе, рыбаки и охотники с одноименной острову заимки Каменка. Приехали с верхних поселков к началу сезона. Наверху гидробаза, антенны. Нам нужно топливо, едем, туда взбираясь как трактор на самую высь. Много строений, тысячи бочек, военные "кунги", ищем людей - ни дымка. Загнуты антенны. На самой верхней точке маяк. Вязкий снег, тундра искрится талой водой. Из вагончика выходят два гражданских, Игорь и Виктор, сторожа гидробазы. Рады общению, людей не видели с прошлого года, курево кончилось, нет телевидения, только "транзистор". Радио утром и вечером в наших частотах - 3750, как в Тикси. Запасные каналы на "Ангаре" - 1700, 1935, 2850 кГц, центр в Черском. Но на связи бывают другие. В условиях Крайнего Севера, тяжелых природных условий, больших расстояний только радио связывает представителей государственных служб и артелей, моряков и геологов, летунов и полярников. Как инженер понимаю абсурд отсутствия технической возможности радиосвязи из-за нестыковки каналов. Многим приходится в аренду просить рацию для выхода в море, в урочище для охоты, для полевой экспедиции. То ли любители - у нас гораздо больше возможностей.

Сторожа предлагают помыться в бане с дороги, угощают вяленой рыбой, варят гуся. Мы тоже не отстаем - достаем наши припасы настоящей Черкизовской копченой колбаски, SP1RT один к одному. У меня немного соленого сала по-белорусски осталось. Отмечаем прибытие на Колыму, встречу с людьми на каменном острове. Разговорились о радио. В прошлом году здесь проходило белорусское "Полярное кольцо" (R0/EV21AGB) под руководством Владимира Драбо. Не знаю об их работе в эфире отсюда - достаю свой трансивер. Подключаю кривую "профи" антенну, хм, тюнер "строит". Первым на связи уже как обычно Норильск - RA0BA дежурит все время. Передаю координаты сторожки: 69*28'52,8"с.ш., 161*13'34,8"в.д. Все-таки остров, IOTA AS-070. Заметно тише слышу Викторию RA0BM, меня все на уровне 33-44-55. Тут же подходят UA4PMO, VE7QMP, UA0FAI, UA0FO - прошу Сергея передать info в DX-кластер или в раскет-DX. Немного оживился процесс, но нету Европы, в логе японцы и Канада с Америкой: VE7QCR, N7TZ, UA0QBR, UA1AKE, UA4HBW: VE7TLL успеваю передать о возможной активности по ходу Чукотки AS-038, а может и дальше. Прохождение окончательно умерло, что ж здесь поделать?! Паримся в бане, растираясь снежком. Афанасий угощает изысканным мороженным по-северному: в кружку наливается сгущенное молоко и добавляется снег по вкусу, вся эта суспензия тщательно перемешивается и вкушается маленькой ложечкой. Если добавить немного порошка кофе или какао, то вообще получается смак. Вкус необыкновенный - я пробовал.

Выбрались с острова по Походской протоке - здесь ширина 4825м. С севера огибаем о.ГУСМП - Мазуркевич рассказывает бывшую тайну: здесь где-то в скале был стратегический аэродром в годы "холодной войны". Масса работы и все рухнуло разом - пришел приказ из Москвы аэродром уничтожить. Скалу поднял взрыв на дыбы, ушли вдруг военные разом как всегда по команде, но как это часто бывает через известное место в народе. Когда-нибудь следы найдут наши потомки. До слез проникают слова из песни "Прости, Земля" - я как раз был на концерте группы "Земляне" перед отлетом в экспедицию:

"Прости Земля, мы ведь еще растем,
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти".

Обходим остров Сухарный и справа от фарватера видим стелу "роза ветров" на постаменте в виде высокой отвесной скалы. Залазим метров на тридцать наверх - здесь предусмотрены лестницы, фотографируем на память широкий пейзаж Колымы при розовом солнце, закате. Я, спускаясь последним размечтался немного - "роза ветров" всегда заставляет задуматься, куда тебя жизнь занесет.

Под зарево Солнца в Амбарчик приходим. Есть такой город на всех картах мира, даже самых крупных масштабов. Удобная бухта невероятных размеров, масса домов, строений, каких-то амбаров, складов. Название это я уже слышал, точнее, читал в "Справочнике по радиолюбительским дипломам мира" в разделе про RAEM: "Начисление очков за каждую радиосвязь производится следующим образом: : с радиостанциями, расположенными на островах Арктики и в пунктах: м.Шмидта и м.Челюскина, гг.Амбарчик, Ванкарем, Диксон, Певек, Тикси, Усть-Оленек, и другими радиостанциями, расположенными севернее 70 параллели, - 5 очков;:". Выходит здесь Кренкель бывал. Сейчас спросим у местного люда. Походим поближе - населения нет. Город не Припять, но этот пункт - призрак. В одной из комнат длинного дома спасаются трое полярников - вот и все население этого "города".

Знакомимся ближе - начальник п/ст."Амбарчик" Салтыков Василий Осипович, профессиональный полярник, радист, АПС (UIM). С 1972-го по 99-й был начальником острова Четырехстолбового. Лично знает Николая Смердова - RA1QQ зимовал там несколько лет, работал RA0Q/, а с 90-го года 4K4QQ. Острова Медвежьи (AS-022) были тогда очень активны в эфире - там даже работала коллективная станция 4K4/UZ0QXY, она же RK0QXY с 1994 года. "Коллективку" и собственно станцию недавно закрыли и мы имеем возможность проставить печати "о.Четырехстолбовой, полярная станция основана в 1933г.", "радиомаяк острова Четырехстолбовой" , факсимиле В.Салтыков рядом с "Бухтой Амбарчик", что-то из редкого "Главное Управл. Северного Морского Пути при СНК СССР" - это ж когда такое было? Все это в прошлом, сейчас вот Амбарчик на грани жизни и смерти.

Несколько недель как на станции вышел из строя и не работает дизель - повело фундамент опоры. Дизель - это сердце "полярки", электричество - свет и тепло. Жизнь сейчас теплится вокруг печки на кухне. Дизель частями переносят на новое место старой "полярки" - механик в надежде дать полную жизнь до прилета подмоги из Певека. Аварийная HONDA тоже "не пашет" - полетел 5,5 кВт генератор. Получается, трое полярников были без радиосвязи, без сигнала тревоги и мы случайно на помощь по связи пришли. Узнав, что наша цель на Чукотке, и мы туда едем, начальник пишет отчет в Чукотгидромет, вместе с нами передает целый ящик оригиналов метеосводок за апрель месяц. Последние майские сводки, аварийные вести - все тоже доставим в Певек через неделю, сохранив заметно бюджет метеослужбы: час полета спецрейсом "борт" стоит за 1000 "зеленых", не зная здешней погоды дело и вовсе рискованное. Отсюда выбраться можно, по сути, случайно - ТДС, трудно доступная станция. Может судно пройдет или санрейс вертолета, иль на оленях бывает оказия. Сейчас же нас просят по доверенности получить некую сумму, зайти в узел связи и домой позвонить в Украину. Сказать, что, наверное, в отпуск осенью случится в этом году доехать до дому. Узнав цель и сложности связи, достаю свой портативный GlobalStar из кармана, просто звоним домой, сигнал на спутник летит.: А далее что-то похожее я видел в кино "кин-дза-за": "Алло! Здравствуй Люся! Это Витя:" - так назовем. На другом конце провода недоуменно и низко: "К-какой Витя? Здесь все дома:". Звонящий теряет дар речи, скупая мужская слеза покатилась из глаз, потом разобрались, узнали друг друга, расцеловались по телефону: . За четыре года не будучи дома не узнать голос мужа немудрено: ведь с автономной "полярки" приветы летят радиограммой в Управу, оттуда по телетайпу в Москву. А там телеграммой хоть за границу. Услышать живой голос здесь редкость. Как выбраться в отпуск на "материк" раз в два года удача.

Афанасий Маковнев, сам родом с Чукотки из поселка Сиреники в Бухте Провидения, в свете транспортных проблем рассказал анекдот: Из столицы Чукотки города Анадырь в другой чукотский город Певек летит самолет. Пролетая над райцентром с населением человек под четыреста, где есть Глава администрации и мэр (по нашим масштабам - старший по дому, прим. UA9OBA), самолет начал снижаться. Стюардесса обращается к пассажирам и говорит, что сейчас, мол, товарищи чукчи, самолет снизится до высоты 20 метров и те, у кого билеты до Провидения, значит, прыгайте вниз. Голос из салона: а нельзя ли пониже, хотя бы метров на 10? Нельзя, - строго отвечает стюардесса, - а то вот в прошлый раз снизились совсем низко, так 20 человек спрыгнули, а 40 запрыгнули! Hi! Смешно, но в каждой шутке есть своя доля правды и это актуально особенно ныне. Мне почему-то вспомнилась типичная картина времен советского транспортного дефицита, когда билетов на самолет за 16 дней до вылета ЕЩЕ не было, потому что не продавали по правилам Аэрофлота - самой большой авиакомпании мира тех лет, а за 15 дней авиабилетов, УЖЕ не было. Причем всю ночь, простоявши как бы первым в живой очереди. Значит, были некто, которые "живее всех живых". Без всяких правил и комментариев. Дай Бог, времена спецталонов и соцреализма канули в лету безвозвратно.

Продолжение следует.
Остров Немков (AS-164) - Колыма - остров Каменка (AS-070) - Амбарчик.


Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг текущий - 5.00 балл(ов) на основе 1 мнения
Отлично
   1
100%
Хорошо
   0
0%
Потянет
   0
0%
Неприятно
   0
0%
Глаза бы не видали
   0
0%


Отредактировать текст этой статьи?
Обсуждение этой статьи

Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
10.09.2007 [23:51] Михаил гость

Н-да...Мой отец был вроде бы...начальником полярной станции на острове Четырехстолбовой.. в свое время...я там тоже был маленьким до школы...он радист .. мать также радист метеоролог ...какойже год...наверное 1967-1969 так может гдето... Мой отец Суслов Борис Петрович...умер уже... Хотелось бы как то туда попасть...но как?


13.04.2007 [18:29] Сергей Гусев US1UU ex-UA0KL гость

Прочитал статью и нахлынули воспоминания!Будто снова побывал в Арктике! Много знакомых мест,где лично бывал-Амбарчик,год работали с супругой Светланой(ex-UA0KDS),несколько раз бывал в гостях на полярке "остров Четырехстолбовой",Мыс Шмидта,Певек,остров Айон,Ванкарем... Спасибо за статью! Сергей.


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Просмотров всего 10,370, сегодня 1 Обновлено 12.03.2016 20:19:22
Статью прислал -

Партнеры